Второе письмо из серии «Письма соотечественникам» от Арифа Ширванлы

Многие общественные организации, такие как культурная автономия азербайджанцев города N, действующие на старых принципах, для второго поколения мигрантов может быть не интересным. Им нужно то, что сегодня считается «круто». Надо спросить у них- чего они хотят? За основу взять их идеи, добавив традиционные ценности и опыт старшего поколения. Или постараться на модель традиционной организации надеть модную оболочку, чтобы привлечь молодежь.
В наши дни молодые общаются между собой больше с помощью соцсетей и мессенджеров. Может быть для нового поколения создать интересный интернет-проект, где молодежь сможет общаться на родном языке.
Не торопитесь отправлять своих детей на отдых в Дубай, Доминикану или Таиланд. Это еще успеется. Лучше пусть они поедут в Турцию, в Северный Кипр, в Туркмению и постараются найти там друзей. Но необходимо при этом заставить их идти путем наибольшего сопротивления, то есть постараться общаться с местными жителями на своем родном языке. Тогда они поймут, что если они будут в совершенстве владеть родным языком, то это будет их преимуществом в общении с представителями народов тюркской группы-от Китая до Балкан.
Но это-только для начала. Важно их привлекать к живому общению. Проводить разные, интересные для них мероприятия-не так, как сейчас 2-3 раза в год, а еженедельно. Для этого необходимо, чтобы в каждом крупном городе был Культурный Центр-свой дом для представителей диаспоры Азербайджана. Не офисные комнаты – 20-40 кв.м., а «Реальный Центр», где будут:
Небольшой концертный зал-кинотеатр, кафе и ресторан национальной кухни, дискотека, свадебный салон, представительства молодежных организаций, офисно-кассовый центр Азербайджанских Авиалиний, отделение какого-то азербайджанского банка-аккредитованного на территории России, юридическая консультация для новых мигрантов, служба занятости для привлечения нужных специалистов, клуб молодых ученых, помещения для занятий спортом и т.д.
Для создания таких центров нужны большие средства. Но ведь среди азербайджанских бизнесменов-представителей первой волны мигрантов-очень много состоятельных людей. Некоторые из них могут даже в одиночку осуществить такие проекты! Несомненно, совместными усилиями 20-30 бизнесменов из числа азербайджанской диаспоры, сделать это будет несложно. Нужна только добрая воля и желание сделать что-нибудь существенное.
Многие нынешние общественные организации азербайджанских диаспор пока очень далеки от реальных дел. Многие из них существуют только формально-давно превратились в «междусобойчик» бизнесменов старого поколения. Собираются дважды в год (несколько десятков человек) — 20 января и 27 февраля-говорят одни и те же стандартные речи и расходятся. Газеты выходят по особым случаям (в основном освещая деятельность главного спонсора и его близость к чиновникам высокого ранга). Концерты организуются «ради галочки»-приурочены к особым событиям, в основном к выборам. Мол, и мы здесь, и мы с вами.
К сожалению, некоторые организации азербайджанской диаспоры работают устаревшим методами. Некоторые из них действуют как аффилированные — «карманные организации» отдельных бизнесменов. А некоторые организации, вообще политически ангажированные и действуют только по указке местных властей. Хотя вряд ли власти нуждаются в этом.
Очень трудно мотивировать азербайджанского бизнесмена на меценатство и благотворительность. Еще труднее, чтобы они потратили значительные суммы для создания Культурного Центра. Даже представители других народов, хорошо знающих азербайджанцев говорят: «азербайджанец тот, кто катается на новеньком «Мерседесе» и все время жалуется- «пул йохдур». 90% крупных азербайджанских бизнесменов предпочтут купить 20-ый ресторан, 30-ый супермаркет или построить 15-ый Торговый центр, чем вложить какие-то средства на стартапы или в другие перспективные проекты, которые могут приносить прибыль не на следующие месяцы, а будут суперактуальные через 2-3 года. Ирония в том, что стартапы и перспективные проекты, в итоге гораздо прибыльнее, чем торговые точки!
Такая же картина и с бизнесменами среднего класса. Если у них дела идут хорошо, то они предпочтут купить еще одну, 10-ую квартиру, построить 6-ой дом, или купить 5-ую виллу заграницей (где не успеют даже пожить 2-3 дня ежегодно), нежели помогут аспиранту, студенту, перспективным молодым специалистам, которые в будущем-при надлежащей поддержке-могли бы стать политиками, чиновниками высокого ранга, учеными с мировым именем, популярными деятелями искусства и т.д.
По моему мнению, самый эффективный способ вывести диаспоры азербайджанцев на активный уровень-это постройка в крупных городах Культурно-Делового Центра Азербайджана. Это должна быть крупная постройка (30 000-40 000 кв. м.) с красивой традиционной архитектурой. Этот Центр должен быть «Частицей Азербайджана» — своим участком (от 3-х Га), благоустроенным в традициях Азербайджана.
А как заинтересовать наших бизнесменов на постройку такого крупного Культурно-Делового Центра?! Задумайтесь об этом. Я же попробую высказать свои соображения по этому поводу в следующем письме.

Старый азербайджанец, А. Ширванлы