Все представители азербайджанской диаспоры различных стран призывают к объединению. Каждый азербайджанец живущий вдали от родины задает такие вопросы: «почему мы такие разобщенные?», «почему мы теряем национальную самобытность?» Все удивляются, как наши «плохие соседи» умудряются быть такими сплоченными. Вопросы риторические…Может быть, я мало читаю, мало интересуюсь этой темой, но мне кажется, никто из наших ученых не занимается серьезным анализом данной проблемы, не ищет причины разобщенности. Все только машут рукой и довольствуются самокритикой. Но это-не выход из ситуации.
Я не историк, не этнограф и не политолог. Однако все же попробую проанализировать первичные причины этой проблемы. Поскольку я сам живу в России, мои субъективные суждения основываются на российской действительности.
В отличие от некоторых известных народов, проблема бытия за пределами своей исторической родины для азербайджанцев-совершенно новая проблема. Если не учитывать те одиночные случаи миграции во времена царской России и в период Советского Союза, этой проблеме около 30 лет. Массовая миграция началась после распада СССР. По этой причине у азербайджанцев нет традиций общинности за пределами родины.
Азербайджанцы столетиями жили на своей земле. Мы не завоевывали чужие земли, не вступали в политические союзы с другими государствами. Нас разделяли, нас сокращали, нас обкрадывали, а мы терпели и гордились тем, что живем на своей земле-красивой, богатой ресурсами, своими обычаями. Гордились неповторимой культурой, величайшими поэтами, учеными и т.д. Как и многие народы Советского Союза, мы также были наивными. Каждый, кто часть своей сознательной жизни прожил во времена СССР, подтвердит это: все строили планы на 40-50 лет-школа, высшее образование, гарантированная работа, возможность карьерного роста, семья, дети, внуки… Была возможность получить квартиру, дачный участок, автомобиль, хоть через очереди длиной 10-15 лет, но была. И вдруг за считанные месяцы распался Советский Союз!.. Народы, жившие в тепличных условиях, словно как аквариумные рыбки, были выброшены в океан, где множество всяких хищных рыб и акул. Вынужденная миграция по причине экономического спада для многих семей до сих пор если не трагедия, то точно большой стресс и существование в условиях растерянности.
Первый поток мигрантов спасло хорошее образование, знание русского языка и советская смекалка. Несколько лет назад началась вторая волна мигрантов-преимущественно малограмотных, растерянных, с плохим знанием русского языка. Эти факторы не позволяют им устроиться на хорошую работу и влиться в среду народа, среди которых они вынуждены жить. Это большой стресс для второго потока мигрантов.
Есть еще и третий тип мигрантов. К этим я отношу то поколение азербайджанцев, которые или родились за пределами Азербайджана, или с младенческих лет живут в других странах-условно назовем их вторым поколением мигрантов. Это молодое поколение на самом деле очень похоже на тех, кого мы относим ко второму потоку мигрантов. В отличие от них, они плохо знают свой родной язык, еще хуже знают свою литературу и культурные традиции, историю и менталитет. Некоторые затрудняются в определении собственной национальной идентичности. Плюс ко всему, это поколение сталкивается с проблемами, с которыми не сталкивались первые мигранты, а второй поток мигрантов как бы готов к этим проблемам.
Первые мигранты были «советскими людьми»-не чувствовали себя «чужими» вдали от родины. Второй поток мигрантов готов к тому, что они «чужие», вынуждены смирится с этим и стараются принимать все законы и менталитет той страны, где они живут в данный момент. А третий тип азербайджанцев (второе поколение) не до конца понимают-кто они?! У себя в квартире, в семье они азербайджанцы, образование у них русское, паспорта российские…Они родились в России, они граждане России, получили образование в России, знают русскую культуру и менталитет и при этом они другие? Как же им быть?
Надо всеми силами помогать, в первую очередь этому поколению!
Они нуждаются в поддержке больше, чем две другие категории. Важно понимать- если не поможем этому поколению, то мы потеряем третье поколение азербайджанцев, живущих в России. При таком раскладе о четвертом поколение и нечего говорить. Они должны оставаясь гражданами России, понимать и принимать свою национальную идентичность. Слава богу, российские законы не запрещают им быть таковыми. Традиции многонациональной России позволяют всем народам сохранение своих национальных корней, языка, традиций, культуру и религиозных обычаев.
Первое поколение мигрантов, которое обосновалось в России, живущее относительно благополучно, занимающееся в основном бизнесом – родители второго поколения недостаточно понимают проблему своих детей. Многие считают, что если они дали им квартиры, автомобили и образование, то уже ничего больше не должны своим детям (ошибка №1). Родители всегда должны своим детям, а дети в свою очередь, будут должны своим детям. Первые упрекают второе поколение: почему они не интересуются своим родным языком, культурой и т.д., не учитывая тот факт, что эти люди родились в другой стране и в другой эпохе (ошибка №2). Первые, если они добились чего-то своими усилиями, если они успешные в бизнесе, требуют от вторых того же (ошибка №3), не учитывая вышеуказанные факторы.
Как же помочь молодому поколению? Пусть каждый, кто прочтет это письмо, задумается об этом. Если сочтут необходимым, напишут в ответ свои соображения, свои ответы на поставленные вопросы. А я постараюсь высказать свои соображения по этим вопросам в своих следующих письмах, если они будут интересны моим соотечественникам.
P.S. Если у вас плохие дети, это автоматически означает, что вы плохие родители.
Не торопитесь упрекать нынешнюю молодежь. Лучше задумайтесь о том, как им помочь.
Представитель первого потока мигрантов, старый азербайджанец Ариф Ширванлы.