Независимое российское издание ASTRA подтвердило подлинность информации, ранее опубликованной Minval Politika, о военных, причастных к трагедии рейса AZAL Embraer 190, сбитого 25 декабря 2024 года вблизи Грозного.
В расследовании Minval были названы трое офицеров, находившихся на боевом дежурстве в момент пуска ракеты: капитан Дмитрий Пудовкин (старший штурман 51-й дивизии ПВО), подполковник Владимир Яновский (оперативный дежурный штаба Южного военного округа) и полковник Геннадий Еременко (дежурный командного пункта 4-й гвардейской армии ВВС и ПВО).
Согласно данным утечек, с которыми ознакомилась ASTRA, все указанные лица действительно связаны с российскими вооружёнными силами. Так, Дмитрий Пудовкин числился офицером воинской части № 42352 как минимум до 2020 года, Владимир Яновский в 2010 году преподавал в Военно-воздушной академии имени Жуковского в Воронеже, а на старой фотографии Геннадия Еременко, размещённой в соцсетях 15 лет назад, отчётливо видны погоны ВКС РФ.
Независимое российское издание ASTRA подтвердила подлинность данных Minval Politika о сбитии самолёта AZAL под Грозным. Журналисты ASTRA попытались связаться с фигурантами расследования, однако Пудовкин и Яновский отказались от комментариев. Кроме того, Minval Politika накануне опубликовал в своём Telegram-канале Minval — LIVE аудиосообщения капитана Дмитрия Паладичука стрелявшего по рейсу AZAL. По данным ASTRA, голос на записи идентичен голосу Паладичука, с которым журналисты издания ранее беседовали лично. Прошёл месяц, но российские власти и государственные структуры продолжают игнорировать материалы Минвал политика. Все факты выложены на стол. Мы назвали всех причастных — мяч теперь на российской стороне.
Если Москва действительно хочет закрыть историю конфликта с Баку, она обязана отреагировать: признать вину за эту катастрофу, наказать тех, кто сбил наш самолёт, выплатить компенсации семьям погибших и пострадавших, а также авиакомпании AZAL за утрату борта — как того требует президент Азербайджана. Самое отвратительное в этой истории — то, что указанные военные не были отстранены от службы, ограничились формальной проверкой, а главный фигурант — генерал Толопило — не только не понёс наказания, но и пошёл на повышение».
В центре внимания — действия генерал-майора Александра Толопило, отдавшего приказ на уничтожение воздушной цели, которая в момент атаки не сопровождалась средствами радиолокационного контроля. Дополнительную тревогу вызывают выявленные технические неисправности зенитно-ракетного комплекса «Панцирь-С», а также предпринятые попытки скрыть истинные причины случившегося. Итак, публикуем поэтапную хронологию событий того дня — от объявления боевых сигналов до роковой ошибки, стоившей жизни пассажирам гражданского самолёта и членам экипажа.
В 03:26 25 декабря 2024 года в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, был объявлен сигнал «Беспилотная опасность». Сигнал действовал до 12:00 того же дня.
Оперативный дежурный 4-й гвардейской армии ВВС и ПВО полковник Геннадий Еременко передал информацию об объявлении сигнала «Беспилотная опасность» оперативному дежурному 51-й дивизии ПВО подполковнику Николаю Орлянскому, а также довёл её до оперативного дежурного Южного военного округа подполковника Владимира Яновского;
оперативного дежурного ЗКП 4-й армии ВВС и ПВО майора Полозова К.В.;
дежурного Ростовского ситуационного центра капитана Карташова С.А.;
дежурного Ситуационного центра республик Северного Кавказа — лейтенанта Соловьёва В.А.;
дежурного ситуационного центра Ставропольского края — младшего сержанта Чистякова А.В.
В целях обеспечения безопасности гражданской авиации в 08:05 был введён сигнал «Ковер» в Республике Северная Осетия — Алания. О введении сигнала подполковник Николай Орлянский доложил полковнику Геннадию Еременко, оперативному дежурному ВКС полковнику Гусеву П.А., а также командиру 51-й дивизии ПВО генерал-майору Александру Толопило.
В 08:12 генерал-майор Александр Толопило принял решение о введении сигнала «Ковер» радиусом 50 км от контрольной точки аэродрома Грозный (Северный) и поставил задачу довести эту информацию:
подполковнику Николаю Орлянскому — до полковника Геннадия Еременко;
начальнику отделения (организации взаимодействия с авиацией) майору Галасу Д.В. — до штурмана аэронавигации Ростовского регионального центра Единой системы организации воздушного движения РФ Кузьменко Р.В. (через старшего штурмана группы боевого управления пункта управления 51-й дивизии ПВО капитана Дмитрия Пудовкина).
Cигнал «Ковер» подразумевает требование немедленной посадки или выхода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением судов, привлекаемых для борьбы с воздушными нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасения.
В период с 07:23 до 09:07 средствами радиолокационной разведки 51-й дивизии ПВО 4-й гвардейской армии ВВС и ПВО сопровождался рейсовый самолёт Embraer 190, выполнявший перелёт по маршруту Баку — Грозный.
Согласно материалам, предоставленным руководством 4-й армии ВВС и ПВО, радиолокационное сопровождение с 07:23 до 08:09 было устойчивым: точка обнаружения — азимут 113°, дальность 209 км; точка потери сопровождения — азимут 90°, дальность 10 км.
При снижении и заходе на посадку в аэропорт Грозного, с 08:09 до 08:13, самолёт Embraer 190 средствами радиолокационной разведки не сопровождался. Далее, с 08:13 до 09:07, сопровождение вновь стало устойчивым: точка обнаружения — азимут 300°, дальность 2 км; точка потери — азимут 80°, дальность 190 км.
В 08:12 командир боевой машины ЗРПК «Панцирь-С» №274 капитан Дмитрий Паладичук, находившийся на позиции в районе Карпинка (западная окраина Грозного), доложил об обнаружении воздушной цели — предположительно беспилотного летательного аппарата самолётного типа (азимут 300°, дальность 5,2 км).
В 08:13 капитан Дмитрий Паладичук получил по мобильному телефону от подполковника Николая Орлянского команду от генерал-майора Александра Толопило на уничтожение цели. В результате:
в 08:13:27 был произведён пуск первой зенитной управляемой ракеты 95Я6;
в 08:13:48 — пуск второй ракеты 95Я6.
Обе ракеты поразили гражданский самолёт Embraer 190.
Впоследствии, по информации Minval Politika, генерал-майор Александр Толопило исказил материалы объективного контроля произведённых выстрелов и дал ложные показания о том, что обе ракеты якобы самоликвидировались и не могли повредить цель.
Также, по нашим данным, генерал-майор Толопило скрыл от следственных органов факт ненадлежащего состояния средств радиолокационной разведки 51-й дивизии ПВО, а также непосредственно боевой машины №274, что привело к ошибочной идентификации гражданского самолёта как беспилотника.
Кроме того, если показания командования 4-й армии ВВС и ПВО и 51-й дивизии ПВО являются достоверными, решение о нанесении удара по ошибочно определённой воздушной цели было принято без учёта факта внезапной потери радиолокационного контроля над движением Embraer 190.
Несмотря на выявленные нарушения в действиях командира 51-й дивизии и его подчинённых, приведшие к повреждению и крушению гражданского воздушного судна, со стороны руководства ВКС России и командования 4-й армии ВВС и ПВО были фактически парализованы следственные действия по данному инциденту. Генерал-майор Александр Толопило был поспешно переведён на должность заместителя командующего 11-й армией ВВС и ПВО Восточного военного округа.