В Москве открылся выставка азербайджанских художников
В Москве открылась выставка, посвященная азербайджанской школе живописи 60-80-х годов ХХ века «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов».
Выставка организована Государственной Третьяковской галереей при поддержке Фонда Гейдара Алиева, Фонда Марджани и Национального музея искусств Азербайджана. Торжественную церемонию открытия выставки посетили первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры России Владимир Мединский.
«Народы Азербайджана и России связывают тесные узы, и немалая доля из них приходится на культурные связи», — сказала Мехрибан Алиева, выступая перед собравшимися. Первая леди Азербайджана отметила, что выставка готовилась больше года и теперь открыта для всех желающих.
Настоящая выставка — это часть амбициозного и долгосрочного проекта Третьяковской галереи, задача которого познакомить с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, ныне являющихся независимыми государствами.
Выставка азербайджанских художников является первой в звене экспозиций, посвященных искусству республик пост-советского пространства.
Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы.
Выставка «Созвездие Апшерона» включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Однако настоящий показ был бы невозможен без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые выступили соорганизаторами выставки и поддержали привоз из Баку значительного по количеству и художественному качеству корпуса работ.
Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец поздравила в своем выступлении коллектив Третьяковской галереи с замечательным проектом.
«Собрать и показать произведения лучших художников советских республик — это возможность для каждого из нас прикоснуться к славному прошлому», — сказала Ольга Голодец.
Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.
Владимир Мединский вспомнил на церемонии открытия о своих поездках на Апшерон: «Земля Апшерона богата талантами. Я был там неоднократно. Там такая атмосфера, что самому хочется творить», — сказал министр.
… В 1960–1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов. Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени.
Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.
VestiKavkaza