— Так получилось, что в моей семье были соединены несколько линий, так или иначе связанных с Азербайджаном, и несколько фамилий, известных и дорогих республике. Мне всегда это было интересно, и я интересовался своими корнями. Один из моих родственников Аббас бей Атамалибеков входил в делегацию азербайджанского правительства во главе с Алимардан-беком Топчибашевым, присутствовавшей во Франции во время организации Версальских переговоров, которые должны были после Первой Мировой войны устроить Европу по-новому. Со стороны папы помимо фамилии Атамалибековых есть еще известная фамилия крупного домовладельца и нефтепромышленника Тимур Бека Кулибекова – он мой прадед со стороны папиной мамы.
С другой стороны, моя мама является троюродной сестрой Муслима Магомаева. По линии Терегуловых было две сестры Байдигюль и Малейке, первая была замужем за Абдул-Муслимом Магомаевым, дедом Муслима Магомаева, вторая – замужем за Узеиром Гаджибековым, так вот, их брат, оперный певец Мамед-Ханафи Терегулов – тоже мой прадед. Таким образом, по материнской линии во мне течет татарская и кумыкская кровь, ведь Терегуловы — это татарская фамилия, а мой дед Рамазан Терегулов женился на Фатьме Асев-Аджиевой, дочери кумыкского князя. Девичья фамилия мамы – Ханларова, и мой прапрадед Агам Агамали бей Ханларов был крупный домовладелец, известный человек, на Малой крепостной улице в Баку до сих пор стоит построенный им дом, где живут наши родственники.
Мне удалось найти очень интересную переписку, ведшуюся после захвата Баку в 1918 году большевистско-дашнакскими войсками, во время истории, связанной с 26 бакинскими комиссарами. После того, как их вывели из Баку и была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика, начала работу комиссия, которая устанавливала ущерб, нанесенный жителям Баку и в целом Азербайджана в ходе этого переворота – и я обнаружил обращение моего прапрадеда, где он пишет, как все происходило, как укрывались люди, как со стороны Каспийского флота было несколько выстрелов, один снаряд попал в его дом. История семьи переносит человека словно бы с помощью машины времени в ту эпоху.
В целом, сейчас это в какой-то степени тренд – люди стараются найти своих предков. Это важно, потому что от этого зависит, что человек может передать своим детям – важно, чтобы дети понимали, откуда они родом, независимо от того, где они сейчас живут и на каком языке говорят, чтобы они знали, какими были их деды и бабушки, что они дали миру. Дальше уже наши дети передадут эти знания своим. Я считаю, что будут существовать народы, которые таким образом будут двигаться вперед, не забывая, что было у них в их истории, включая истории семей. Семейная история, на мой взгляд, способна сплотить семью – сейчас мы видим, к сожалению, что информационный фон современного общества, в котором мы находимся, не всегда способствует тому, чтобы люди в семье просто между собой разговаривали, и тут нужна какая-то основа, на которой можно выстраивать отношения и общее будущее. История – это то, что нас объединяет, как та земля, откуда мы происходим, недаром же говорят «вот, земляк!». В наше время есть возможность передвижения, люди живут в одном месте, потом переезжают в другое, но когда они встречают земляков, то радуются – так и должно быть, на самом деле, ведь их связывает общая истории и воспоминания.
Я могу многое рассказать о каждой семье и каждой фамилии моих предков – и о Терегуловых, и о Ханларовых, и об Асев-Аджиевых, и призываю ваших слушателей, зрителей и читателей интересоваться историей своей семьи, Некоторые мои друзья меня спрашивают: «Зачем тебе это нужно? Живи сегодняшним днем, что тебе от того, что твой дед был кумыкский князь?». Я говорю: «Нет, это не значит, что я кумыкский князь или я должен повесить на грудь Георгиевский крест и надеть погоны. Речь не об этом. Мне интересно, кем был мой предок, каковы были его поступки». Я читал воспоминания одного из историков, чей дед был в 1937 году одним из руководителей службы госбезопасности и, так или иначе, имел отношения к репрессиям. Он изучал жизнь своего деда, и его спросили, не стыдно ли ему? Историк ответил: «Почему мне должно быть стыдно? Он сделал то, что сделал, но я так или иначе должен это знать». То есть нельзя стесняться того, что произошло, тем более если нечего стесняться. Сейчас открываются архивы, многое цифруется и может быть найдено в интернете, есть возможности сдать слюну на ДНК – то есть существует огромное количество способов в хорошем смысле слова покопаться в прошлом истории своей семьи и государства, и я искренне рекомендую всем заниматься этим.
— Корни вашей семьи глубоко вплетены в историю Азербайджана, вы сами родились в Баку. Большую часть своей жизни вы провели в России, но, в то же время, называете себя человеком мира. Что вы вкладываете в это понятие?
— Волею судеб, волею Господа Бога я родился в городе Баку, всю жизнь прожил в Москве. В 1978 году мой отец переехал в США. Меня никогда не мучило то, где я живу и работаю – здесь или в США, и то, что я родом из Баку. Наоборот, это делает меня богаче. «Где родился, там и пригодился» – это одна из моих нелюбимых пословиц, потому что человек может родиться где угодно. Так получилось, что мама поехала и родила меня в Баку, но могла родить меня и в Москве, и в каком-либо ином месте. Это в какой-то степени случайность, а главное – это то, кем ты себя ощущаешь. Я считаю себя азербайджанцем русской культуры, так как сформировала меня русская культура, и все то, что я знаю, я получил в Москве. Безусловно, я ощущаю себя азербайджанцем. При этом я также очень люблю Соединенные Штаты, где живет сейчас моя семья.
Я люблю выражение, что рай, на самом деле, на небе – на земле рая нет, ни в Штатах, ни в Швейцарии, нигде. Везде есть свои достоинства и недостатки, и если человек позитивно настроен, ему будет комфортно везде. По-английски говорят «good attitude bad attitude» — если у человека плохой настрой, то в самом лучшем месте он будет недоволен, ему будет плохо. Поэтому я глобалист и космополит одновременно и не вижу в этих словах ничего ругательного. Я родился на планете Земля и умру на планете Земля, и с большим удовольствием буду ездить и жить там, где господь Бог даст мне возможность. Буду очень рад, если мои дети будут тоже жить там, где они захотят, и для них не будет преград. Это, кстати, никак не противоречит тому, что я говорил о необходимости знать свои корни. Можно ведь находиться на Антарктиде и изучать историю Азербайджана, и никто этого запретить человеку не может.
— Как часто вы бываете в Азербайджане?
— В детстве я каждое лето ездил в Мардакян к тетке на дачу и очень любил это время. Потом произошли определенные события в моей семейной жизни и в Азербайджане, и эти поездки я прекратил, но затем вернулся, чтобы снимать фильмы. В частности, я снимал документальный фильм о Гейдаре Алиеве, показанный по российскому телевидению, по «России-1», и прошедший очень успешно. Последние несколько лет, к сожалению, из-за работы я не могу съездить, но очень скучаю по Азербайджану и очень хочу вернуться. Надеюсь, что в ближайшее время появится, и я с удовольствием туда съезжу.
— Я бы хотела поговорить о фильме «Нефть», это ваш самый большой успех, отмеченный на Венецианском кинофестивале высокой наградой. В чем его особенность?
— Ко мне обратился мой друг, режиссер Мурад Ибрагимбеков, с которым меня, кстати, тоже связывают родственные взаимоотношения – Ибрагимбековы, как и Атамалибековы, происходят из Шемахи. Так вот, он мне сказал: «У меня есть идея сделать фильм на основе тех хроникальных кадров, которые существуют здесь, в Госфильмофонде, и сделать короткометражный фильм о нефти, рассмотреть со всех сторон, что такое нефть для человечества, является ли этот углеводород, который так широко используется в современной жизни, радостью, счастьем или расплатой и горем для человечества». Я сказал, что с удовольствием в этом приму участие. Мурад начал отбирать материал для фильма, потом мы сели в монтажную и стали обсуждать варианты. Так мы пришли к тому, что сделали этот 6-минутный фильм. Так как пленка и качество материалов, найденных в Госфильмофонде, далеки от совершенства, ведь прошло уже очень много лет, мы хотели после монтажа оцифровать фильм, почистить изображение и сделать современную картинку с современным звуком – но когда мы все смонтировали, то вдруг поняли, что пленку реставрировать не надо, так как ощущение старины дает свой, особенный шарм. Тогда мы взяли азербайджанский мугам в современном звуке, сделали шумовое оформление и вместе со старинным изображением получилось нечто поразительное – зритель будто бы попадал в то время и проживал за 6 минут всю историю.
За основу мы взяли бакинские нефтяные разработки, ведь первая промышленная добыча началась в Баку, и до сих пор нефтяная промышленность является основой благополучия Азербайджана. За 6 минут мы рассказали историю, как мне показалось, радости открытия, войны, несчастья, и в итоге мы закольцевали сюжет. Должно быть, те люди, которые отбирали фильм на Венецию, и члены жюри, принимавшие решение о награде, как и на «Нике», когда мы получили премию за «Нефть», увидели в нем наше послание – что ничего не изменилось, что война вокруг нефти продолжается, и она приносит как процветание, так и боль, как смерть, так и радость. То есть нефть – это, я бы сказал, кармическая вещь, она дана человечеству для того, чтобы обозначать все те достоинства и недостатки, что есть у людей. Нужна была какая-то субстанция, чтобы проявить нам, что же представляет из себя человек, не просто же так нефть называют черным золотом. Что будет дальше, не знаю, но, несмотря на все достижения в энергосбережении, нефть продолжает играть гигантскую роль, если не главную. Нефть является кровью человечества.
— Где вы храните ваши награды?