Первый тестовый поезд, состоящий из шести вагонов, груженных российской древесиной и МДФ, из России доехал до Ирана по железной дороге Астара-Астара, которая объединяет железные дороги Азербайджана и Ирана. Полномасштабный ввод этой железной дороги ожидается уже в марте.
Протяженность этого маршрута составляет всего 10 км. Но ее ценность в том, что это часть проекта «Север-Юг», благодаря которому, по сути, происходит интеграция железнодорожных систем России, Азербайджана и Ирана. По мнению эксперта Анара Рзаева, сам по себе коридор «Север-Юг» является альтернативой Южному транспортному пути.
«Сам по себе рынок оценивается примерно в 26-30 млн тонн грузов. Что значительно превышает пропускную способность самого коридора. То есть, при привлечении грузов это создаст достаточно большой товарный поток, а также денежный поток. Если перевести это в денежный эквивалент, то проезд какого-то одного контейнера через Астару к какой-то российской границе может составить до 500 долларов. Можно 20 млн тонн разделить на 22 тонны, скажем, контейнера и умножить на эти 500 долларов и мы получим рыночную стоимость вот этих перевозок. То есть, здесь идет борьба стран и групп стран за этот большой рынок услуг и денежный поток, который значительно может превышать денежные потоки и от продажи нефти», — убежден директор Международной школы UNEC доктор философии по экономике Анар Рзаев.
Баку, Москва и Тегеран в настоящее время находятся в активных переговорах в связи с запуском пассажирских поездов по маршруту азербайджанская Астара — Москва. По мнению ведущего аналитика российского Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, для России коридор «Север-Юг» – долгосрочный стратегический проект. Москва, в частности, предпринимала очень большие усилия и по активной поддержке встреч в формате Россия-Азербайджан-Иран и привлечению других государств к проекту данного коридора.
«И плюс, для России — это возможность войти в перспективные проекты в Иране, в тот момент, когда далеко не все крупные западные экономические игроки способны и готовы туда входить, зная о том, что давление администрации Трампа на Иран усиливается. Что касается отношений Москвы и Баку, безусловно любые совместные проекты укрепляют такое взаимодействие, появляются совместные экономические интересы, которые являются базисом для политического сотрудничества. Поэтому вот такое взаимодействие в этой тройке Москва-Баку-Тегеран, оно Россию и Азербайджан также сближает».
По мнению помощницы президента Международного фонда «Евразия Пресс» Анастасии Лавриной, реализация данного железнодорожного сообщения будет способствовать дальнейшему укреплению экономического сотрудничества между Баку и Тегераном. По ее мнению, Иран находит альтернативы для обеспечения выходов на европейский и российские рынки – именно через территорию Азербайджана.
«Успешная реализация железнодорожного проекта «Астара-Астара» имеет также немаловажное значение для самого Ирана, ведь если раньше Иран видел Армению в качестве коридора, по которому можно доставлять свои товары на европейские рынки, то сейчас, мне кажется, Иран понимает, что Азербайджан более экономически выгоден и стабилен», — считает Лаврина.
Таким образом, в регионе формируется новая перспективная платформа сотрудничества – с участием Азербайджана, Ирана и России, что усиливается посредством проводимых время от времени саммитов президентов трех стран. Этот проект, в котором Азербайджану отведена центральная роль, еще больше подчеркивает политическую и экономическую изоляцию Армении.
«Фактически, Армения превратилась уже в геоэкономического изгоя в регионе. И в никаких проектах участвовать не может. Говоря языком геоэкономиста, можно сказать, что Армения находится нигде. Мы можем, конечно на карте идентифицировать, но туда невозможно добраться и оттуда невозможно уехать. То есть, доходы, которые могут поступать с этих грузов, само по себе это является геоэкономической рентой. То есть, кто-то где-то это производит, продает кому-то, а есть транзитные страны. То есть, с этой геоэкономической ренты Армения ничего не получает и не получит. То есть, последовательно Азербайджан изолирует Армению от всех этих проектов и фактически уводит просто с геоэкономической карты Евразии», — говорит Анар Рзаев.
«Такая изоляция, она дает понять самому населению Армении, что политика, которую сейчас ведет государство, она не приведет как ни к экономическому развитию страны, так и к политической стабильности в стране. Что может привести к более интенсивной миграции населения самой Армении в Европу, Россию, другие страны, где оно видит больше перспектив», — говорит Анастасия Лаврина.
Для Армении такое положение дел выявляет несостоятельность карабахской политики Еревана. Основанная на поддержании статус-кво политика в действительности не рациональна, ведь уже граждане самой Армении прекрасно понимают, к чему приводит экономическая блокада. Наличие карабахского конфликта, закрытых границ душат экономику Армении – лишая ее ресурса развития. В этом контексте Азербайджан становится ключевым актором по сути всех региональных проектов, что неизбежно приведет к неравномерному развитию экономик обеих стран – не в пользу Армении. Показателем эффективности политики властей Армении должно быть не затягивание переговорного процесса, а скорейшее урегулирование конфликта – на основе рациональных компромиссов.