Исполнилось 97 лет со дня рождения Кара Караева – выдающегося композитора, советского классика.
Никаких жанровых границ он не признавал: среди сочинений Караева есть симфонические и камерно-инструментальные произведения, романсы, детские пьесы, музыка к кинофильмам, балеты, даже оперетта. И по сей день произведения Кара Караева пользуются любовью слушателей и признанием профессионалов. Эксперты называют его основоположником профессиональной национальной композиторской школы, который вывел азербайджанскую музыку на высокий международный уровень. В канун праздника заслуженный деятель искусств Азербайджана, профессор Московской консерватории и Бакинской музыкальной академии и прекрасный композитор Фарадж Караев рассказал журналисту Центра российско-азербайджанской дружбы о своем отце, его музыке и о том, как через три года Россия и Азербайджан будут отмечать столетие классика.
– Каким в жизни был композитор Караев? Каким он был человеком?
– Нормальный был человек, как и все – со своими достоинствами, со своими недостатками. Кто может быть идеальным? Он не был общительным. Я думаю, что это отпечаток творчества: все-таки сочинение музыки предлагает углубление в себя. И еще в жизни отец был в меру строгим со всеми – со своими студентами, со своими детьми.
– Он поддерживал вас в профессии?
– У отца была позиция: ты всего должен добиться сам. Но я учился у него в консерватории, и как студенту он мне, конечно, очень помогал. Он был прекрасный учитель. А вот потом, когда я закончил… У меня было несколько моментов, когда я обращался к отцу: вот, помоги, на фестиваль пробить музыку нашу. Ответ был один: «Сами!». Закалял нас, в общем.
– Любовь к джазу досталась вам по наследству?
– Я и правда очень люблю джаз и сам играю немного. Но с джазовой музыкой меня познакомил отец. Казалось бы – должно было быть наоборот! Я же моложе. Но моя любовь к джазу – это от отца, да. Он был в Соединенных Штатах, привез оттуда несколько пластинок, думал писать концерт для джаз-оркестра и симфонического оркестра. Я, естественно, всё это слушал, спрашивал – а что такое, объясни, расскажи. Так что и в этой области он был моим учителем.
– Есть ли какое-то произведение у Кара Караева, которое вы могли бы назвать лучшим, но не как профессионал, а как слушатель? Которое было бы важным лично для вас?
– Мне сложно отключить профессионала, потому что я учился музыке 18 лет: 11 в школе, 5 лет в консерватории и 2 года в аспирантуре. Но у публики во всех странах – в Советском Союзе, в Европе, в России, в Азербайджане – пользуется большой любовью балет «Семь красавиц». Там прекрасная музыка: очень яркая, очень броская. А для меня важны два сочинения последних лет жизни – это Третья симфония и Скрипичный концерт. Потому что, достигнув такого высокого положения, имя все регалии – Народный артист, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии – отец переосмысливает все свое творчество и начинает писать совершенно другую музыку. Это подвиг музыканта и композитора.
– Кстати, недавно в Москве прошла новая постановка «Семи красавиц». Вам понравилось?
– Да, очень приятное и волнующее событие. Эта постановка – авторская редакция фильма-балета «Семь красавиц» двух выдающихся азербайджанских хореографов Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова. Очень бережно она была перенесена на сцену. Виталий Ахундов проделал огромную работу – он и Александр Максов, который был автором адаптированного сценария. Это была очень интересная и своевременная постановка, публика ее очень тепло приняла.
– В 2018 году исполнится 100 лет со дня рождения Кара Караева. Есть какие-то задумки по этому поводу? И если да, то планируете ли вы их реализовать не только в Азербайджане, но и в России?
– Да, конечно. Мы планируем новую постановку балета «Тропою грома» и мюзикла «Неистовый гасконец». Конечно, будет фестиваль современной музыки в Баку, который мы проводим который год – но он должен быть шире, масштабнее, нежели предыдущие. Запланировано издание сочинений. Издательство «Российская музыка» проявила инициативу, написала письмо в Министерство культуры Азербайджана с предложением о печати сочинений Кара Караева. То есть тут такая кооперация между странами, и это будет интересно и полезно.
Центр РАД