Режиссер азербайджанского происхождения Рамис Ибрагимов сохраняет традиций русской классической театральной школы Станиславского в Москве и говорит о важности культурного обмена между странами.
Встреча будущего художественного руководителя камерного театра «Диалог» с русской драмой состоялась еще в отрочестве и произвела на Рамиса Ибрагимова неизгладимое впечатление. «Когда мне было 13 лет, мама привела меня в бакинский Русский театр драмы, — вспоминает режиссер в беседе с журналистом межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева. — До сих пор помню название спектакля — «Синий портфель». Там был один актер, по-моему, Фолькович была его фамилия… Он на меня произвел такое потрясающее впечатление… На обратном пути мы с мамой говорили о выборе профессии. Я говорю: «Мам, вот теперь ты меня можешь не спрашивать. Я выбрал профессию, я буду актером». Как признался режиссер, с тех пор он ни разу не изменял выбранной профессии, даже распад СССР и неблагоприятные для артистов 90-е не отвернули его от театра. Он уверен, что своим успехом он обязан огромной любви к своей профессии, которой посвятил более 40 лет – как актер, режиссер и преподаватель Театрального института имени Щукина. Рамис Ибрагимов говорит, что его бакинское происхождение оказало заметное влияние на его работу. «Конечно, все эти мои корни, темперамент проявляются – кровь же никуда не денешь, она же все равно оттуда, из Закавказья… Но я пытаюсь все это соединить, потому что так правильно. В 1994 году выпускался курс, на котором учился теперь уже известные Антон Макарский, актриса Маша Порошина и многие другие. Там решили поставить дипломный спектакль «Аршин мал алан». Это произведение очень любят в Азербайджане. Я в это время преподавал в Щукинском театральном училище, и Михаил Борисович Борисов сказал: «Может, ты мне поможешь, как сорежиссер – в плане нюансов по вашим каким-то корням: пластика, мелодика речи». Я ответил: «Это же здорово! Давайте!» И мы начали работать. Мы работали где-то месяца четыре. Это был ежедневный труд ребят, и я работал очень жестко, потому что в профессии режиссера, в театре вообще, как я все время говорю, демократии быть не может. А затем у меня возникла идея, которую я предложил Михаилу Борисовичу: сходить в посольство и предложить им прийти на спектакль «Аршин мал алан». Полад Бюльбюль оглы был на этом спектакле – тогда он был еще министром. Ему тогда это очень понравилось, и он даже тогда предлагал снять новую версию «Аршина мал алан» с этими ребятами».
Особые эмоции у режиссера вызывает любимое детище – его театр «Диалог». «У нас вход бесплатный, билеты не продаются, для всех зрителей все свободно, — рассказывает он. – Сейчас со мной работают 10 актеров – не все выдерживают мой метод работы, репетиций. Актеры все профессиональные. Большинство закончили Щукинское театральное училище. У меня есть из Саратова ребята, был парень из Владивостока, который тоже институт закончил, были из ВГИКа, то есть вокруг меня собралась такая вот когорта ребят, с которыми мы создали семь спектаклей. Что очень важно – все они работают без денег. Они работают для души. Они говорят: «А, может, нам и не надо платить? Потому что тогда это превратится в нечто иное». Вы знаете, что такое вообще исповедь в православии? Это когда ты отдаешь свою любовь. Вот поэтому я стараюсь, честно говорю, отдавать всё, что я получил за эти годы, все чему меня научили мои педагоги. Это художественный руководитель в театре Маяковского Андрей Александрович Гончаров, мой профессор в Щуке Александр Михайлович Поламишев, Петр Глебович Попов, Владимир Абрамович Этуш. И мои ребята в театре, они хотят эту старую школу получить. И это очень важно. Важна вот эта духовная отдача, воспитание – не потерять поколение, ни в России, ни в Азербайджане».
И конечно, Рамис Ибрагимов говорит о своей любви к своей родине, к Баку. «Баку сейчас стал потрясающим европейским городом. Очень красивым, — рассказывает он. – За последнее время я был там два раза – благодаря моим коллегам, киношным режиссерам. Я снимался в фильме «Красный сад» азербайджанского режиссера Мирабли Саримли и у режиссера Эльгара Сафрата. А раньше, когда учился, когда только женился, приезжал туда каждые каникулы – с супругой. Гостили у папы с мамой, у брата двоюродного. У меня брат в Баку – Рафаил Буниятов – очень известный джазовый музыкант. Поэтому с Баку, конечно, меня многое связывает. Там не осталось ни мамы, ни папы. Но есть родной брат, внучатые племянники». Режиссер очень хотел бы привезти свои спектакли, своих актеров в родной город – и сожалеет, что из-за отказа от коммерческой составляющей театра, сделать это крайне непросто. И тем не менее, режиссер продолжает говорить о важности культурного обмена между Россией и Азербайджаном. «Он важен по одной простой причине — мы не должны быть разделены. Мы — простой народ, творческий… Мы же общаемся. Мы приезжаем друг к другу. Можно говорить, что это политика. Но это не политика, это человечность».