Российский эксперт выразил свой взгляд на будущее российско-азербайджанских отношений в контексте существующих в регионе реалий.
Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций
Говоря о сотрудничестве между Москвой и Баку в начале 2018 года, стоит отметить, что оно вполне успешно реализуется несмотря на факторы тревожности, создаваемые политикой США. Безусловно, это шаги Вашингтона, не направленные специально на сферу российско-азербайджанских отношений, но учитывать этот аспект тоже приходится.
Так, достаточно обсуждаемой стала доставка в Азербайджан очередной партии российской военной техники. Между тем, в Вашингтоне отмечали, что под американские санкции могут попасть структуры, ведущие именно «значительный» бизнес с российским оборонным сектором.
Тем не менее, стоит учесть, что обтекаемые формулировки в соответствующих заявлениях официальных лиц США и документах способствуют избирательному подходу Вашингтона к введению реальных мер против зарубежных партнеров России. А согласно заявлению представителя Госдепартамента США Хизер Нойерт, структуры, которые могут подпасть под подобные санкции, «были уведомлены как публично, так и приватно».
Вряд ли это произошло в считанные часы, скорее, такая «разъяснительная работа» велась определенное время. При этом, во время форума в Давосе Ильхам Алиев заявил о переговорах с Москвой о поставках новых вооружений. Вполне вероятно, Азербайджана (по крайней мере, на данный момент) не было в списке государств, чье военно-техническое сотрудничество с Россией США постараются оперативно и кардинально пресечь. То есть, сохраняются возможности для дальнейшего развития военно-технического сотрудничества Москвы и Баку.
Другим аспектом российско-азербайджанского сотрудничества являются проекты в рамках развития коридора «Север-Юг». Отметим, например, планы по формированию соответствующего энергетического коридора, которые в феврале обсуждали главы Минэнерго наших стран Парвиз Шахбазов и Александр Новак в связи с вопросами строительства второй воздушной ЛЭП «Яшма-Дербент». Или февральские переговоры между главами железных дорог Азербайджана и России Джавидом Гурбановым и Олегом Белозеровым, в том числе по поводу проектов в рамках МТК «Север-Юг».
Но в целом развитие данного транспортного коридора — это вопросы взаимодействия в треугольнике Россия-Азербайджан-Иран. Усиление давления Вашингтона на Тегеран тут, безусловно, является фактором риска. Однако и значение Азербайджана и России для Ирана в этих условиях возрастает. Работа в данном направлении по-прежнему создает точки сближения между Москвой и Баку.