Перспективы инвестиционного сотрудничества с развитыми странами исламского мира
20.07.2018
В современном мире, в условиях глобальной экономики, перемещение капитала является не менее выгодным видом деятельности, чем перемещение товаров. Объемы и отраслевая структура иностранных инвестиций в национальные экономики свидетельствуют об уровне их интеграции в глобальный рынок, и красноречиво демонстрирует то место, которое занимает та или иная страна в мировом разделении труда. По динамике иностранных инвестиций можно судить о потенциале национальной экономики, о ее текущем состоянии. Более того, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются источником экономического роста, который не только создает новые предприятия и рабочие места, но привлекает новые технологии, повышая эффективность отдельных отраслей и экономики в целом. Так, экономический рост в некоторых развивающихся стран мира, почти полностью происходит за счет внешних инвестиций.
По итогам 2013 года, по уровню ПИИ, составивших почти 70 миллиардов долларов, Россия заняла третье место в мире, уступив лишь Китаю и США. Основными иностранными инвесторами тогда для России были страны Запада (США, Великобритания, Германия Франция, Нидерланды) и оффшорные зоны. В этот же год, российская экономика достигла своего исторического максимума, с показателем ВВП в 2113 миллиардов долларов. В 2014-2015 гг. в результате антироссийских санкций, падения цен на нефть, падения курса рубля, ухода с отечественного рынка крупных зарубежных компаний, уровень иностранных инвестиций упал на 90 %, а экономический спад составил за 2 года — 6%. Стоит отметить, что проблема сокращения поступлений ПИИ в эти годы затронула не только Россию, но и почти все развивающиеся страны мира, в то время, как приток инвестиций был переориентирован в развитые страны запада и увеличился в 3 раза. Это во многом произошло благодаря увеличению нестабильности в мировой политике, снижению цен на нефть, укреплению курса доллара и евро по отношению к другим валютам, а также за счет создания хороший условий для иностранных вложений.
Таким образом, долгие годы мы ориентировались на западные инвестиции, полностью игнорируя потенциал инвесторов из развивающихся стран, что усилило эффект от санкций, которые совпали с перераспределением глобальных инвестиционных потоков.
Улучшить ситуацию может привлечение капитала из достаточно развитых исламских стран. Речь идет в первую очередь о монархиях Персидского залива, а так же из Турции, Малайзии. Долгие годы, правительство и крупный бизнес предпринимали слабые шаги для их привлечения. Но последние несколько лет, эти страны рассматриваются как те, кто способны заполнить инвестиционную нишу в России, образовавшуюся после ухода западных компаний и инвесторов. И на то есть веские основания. Частные компании и суверенные фонды стран Персидского залива владеют по приблизительным подсчетам глобальным инвестиционным портфелем на сумму 4,5 триллиона долларов, что делает их крупнейшим и инвесторами в мире.
На протяжении последних десятилетий они являются крупнейшими поставщиками капитала на мировой финансовый рынок, но финансовый кризис 2008 года заставил пересмотреть их взгляд на инвестиции. В связи с чем, ими был начат осторожный и поэтапный процесс диверсификации своих инвестиционных потоков в сторону развивающихся стран: Юго-восточная Азия, Индия, Китай и в значительно меньшей степени страны СНГ и Россия. Логика арабских инвесторов вполне прозрачна — стремление к расширению источников доходов, снижение зависимости от конъюнктуры нефтяного рынка, стремление компенсировать падение доходности от активов в традиционных направлениях в США и Европе, стремление к географической диверсификации, с целью минимизировать государственные риски. Инвестиции в развивающие страны более рискованны, но способны приносить сверхдоход. Также стоит отметить, что инвестиционная стратегия стран Персидского залива вполне вкладывается в глобальный инвестиционные тренды — второй год подряд объемы инвестиции в развитые страны мира стремительно падают, почти на треть, то время как ПИИ в развивающиеся страны постепенно растут. В 2017 Российская экономика показала 1,5 % рост, тем самым продемонстрировав, что она выдержала санкции, и не в последнюю очередь за счет стабилизации цен на нефть. По итогам 2017 года объемы ПИИ в Россию (во многом за счет ПИИ из оффшорных зон) также выросли и составили 23-24 миллиарда долларов, что в 4 раза больше чем двумя годами ранее. Эти показатели далеки от значения 2013 года, но уже можно говорить об постепенном возврате на прежние показатели.
Таким образом, с одной стороны мы имеем развитые исламские страны, реализующие масштабные инвестиционные проекты в развивающихся странах мира, а с другой Россию как часть этого самого развивающегося мира, перед которой остро стоит задача привлечения инвестиций. Но в итоге складывается парадоксальная ситуация, и несмотря на заинтересованность России в привлечении ПИИ, инвестиционное сотрудничество в целом с арабскими монархиями развиваются медленно. За последние 10 лет объемы ПИИ из монархий Персидского залива составили 30 миллиардов долларов, больше половины из которых пришлись на несколько крупных сделок, что говорит пока не об общей тенденции, а скорее о договорённости на высшем уровне. Арабские страны пока что не являются ведущими государствами-инвесторами экономики России но в среднесрочной перспективе это могут стать таковыми. Подобного рода сделки позволяют познакомиться друг с другом на деле и повысить уровень доверия между бизнес – сообществами между нашими странами. В перспективе стоит задача диверсификации ПИИ из единичный и масштабный сделок, во множество средних и мелких вливаний на уровне регионов, что позволит значительно ускорить и увеличить количество потенциальных инвестиционных проектов. Задачей же правительства России является обеспечение равномерного распределения ПИИ по стране и недопущение их концентрации в трех-четырех наиболее богатых регионах.
Тем не менее, на мой взгляд, существует несколько факторов, которые могли бы способствовать привлечению ПИИ в Россию из развитых стран исламского мира. Например:
Инвестиционное сотрудничество имеет двусторонний характер: поэтому, если российская сторона рассчитывает привлечь инвесторов, то в ответ она и сама должна инвестировать в исламские страны.
Представляется, что наращивание товарооборота зачастую предшествует инвестиционному сотрудничеству. Несмотря на положительную тенденцию, указанные страны по-прежнему не относятся к числу основных торговых партнеров нашей страны: их доля во внешнеторговом обороте России составляет около 2–3%. Нынешний товарооборот с указанными странами не соответствует возможностям наших экономик и политических связей. Исключение составляет лишь Турция, которая является для нас торговым партнером №5 с ежегодным товарооборотом в 20-25 миллиардов долларов, активно вкладывающая инвестиции в Татарстан и Башкирию.
Наращивание связей в иных сферах деятельности, так как наука, образование, культура, спорт позволит накопить позитивный опыт сотрудничества, что в конечный счет перерастет в более тесное экономическое сотрудничество.