Что изменится в Армении, если Пашинян будет отстранен от власти?
На днях первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, выступая на очередном российском политическом ток-шоу, заявил о том, что «каждый день пребывания господина Пашиняна у власти – это унижение России на Кавказе и на всем Востоке». Вывод из этого тезиса прост как апельсин: Кремль должен поучаствовать в отстранении премьер-министра Армении Никола Пашиняна от власти, после чего позиции России в регионе как бы сами собой восстановятся. Но так ли это на самом деле? Что изменится для Армении на мировой арене или внутри самой Армении, если вдруг в этой стране произойдет революция или государственный переворот, после чего ненавистный Затулину Пашинян падет (в прямом или переносном смысле слова – не важно).
Итак, займемся регионоведческой футурологией. А помогать в этом деле нам будут, как обычно, законы диалектического материализма и методология марксизма.
Если отбросить в сторону все идеологически культурологические и политологические объяснения причин охватившего Армению внутриполитического кризиса, которые всегда являются вторичными в сравнении с материальной подосновой, то получается, что спровоцирован он был сменой поколений в ее политикуме или политическом классе. На смену пророссийскому поколению политиков, олицетворением которого были президенты Кочарян и Саргсян, которым в этом году исполняется 70 лет, пришло более молодое прозападное поколение политиков, сгруппировавшихся вокруг премьера Пашиняна, которому нет еще и 50-ти. Смена поколений во власти – процесс естественный и неизбежный, но есть страны, в которых к нему готовятся и его готовят (как это было в Азербайджане при передаче президентских полномочий от Гейдара к Ильхаму Алиеву), а есть страны, где этому вопросу должного внимания элиты не уделяют в расчете на собственное если не бессмертие, то политическое долголетие, следствием чего такие внутриполитические турбулентности и случаются.
Среди пророссийских властей предержащих в Армении не нашлось ни одного поистине мудрого и способного абстрагироваться от частнокорыстных интересов политика или мыслителя, кто бы мог озаботиться если не решением, то хотя бы формулированием этого вопроса в среде себе подобных хотя бы из чувства корпоративного самосохранения. Но этого не случилось. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по мере их физического дряхления и уверования в собственную непогрешимость они были оттерты от власти политиками более молодого, активного, агрессивного, хищного и голодного поколения. В Кремле не увидели или не захотели увидеть появление этого нового поколения лидеров общественного мнения, предпочитая работать со старыми проверенными кадрами, раз за разом отрабатывая уже давно проверенные и даже стереотипные схемы межгосударственного взаимодействия, где у элит двух стран были свои, давно уже наигранные роли и схемы. И так, казалось бы, должно было быть все вечно. Но приход весной 2018 года в Армении к власти Пашиняна спутал все карты, смешал расклады и поломал так тщательно создаваемые схемы.
При оценке внешнеполитической активности России всегда надо учитывать влияние фактора наличия у президента Владимира Путина профессиональной деформации, вызванной специальной подготовкой и службой в органах внешней разведки КГБ СССР на территории Германии в 1980-е годы. Тогда он стал непосредственным свидетелем и опосредованным участником краха социалистической системы и объединения Восточной и Западной Германии, противостоять которым политические режимы в СССР и ГДР никак не могли. Тогда он, вслед за Виктором Мари Гюго, воспринял тезис о том, что «никакая армия не сравниться по силе с идеей, время которой пришло». Президент Путин по своему психотипу не относится к тем лидерам, которые не считаясь с потерями, трудностями и лишениями создают свою новую реальность, как это делали Наполеон, Бисмарк, Ленин, Троцкий или Гитлер. Он, будучи специалистом по общению с людьми и анализу информации, всегда подстраивается под существующую реальность и стремится видоизменить ее без применения открытого насилия, используя его только в исключительных случаях, когда речь идет о безопасности России (как в случае с Украиной или олигархом Михаилом Ходорковским и ЮКОСом).
Окажись на месте российского президента кто-нибудь другой помимо Путина, например, все тот же Константин Затулин, я не исключаю, что весной 2018 года Ереван вполне мог бы пережить тот же самый кошмар, какой пережил Баку в январе 1990-го, а может быть даже и похуже, если бы 102-я база МО РФ получила приказ «в ружье». Такого приказа не последовало, и смена поколений политиков во власти в Армении произошла если не мирно, то без кровопролития. Впрочем, как и в Грузии в 2007 году, когда к власти в Тбилиси пришел Михаил Саакашвили (тогда на территории Грузии находились целые 3 (!) российские военные базы, которые были безучастны к внутриполитическим событиям в этой стране). События в Берлине в ноябре 1989 года и в Баку в январе 1990 года на весь мир дали понять, что воля народа есть высшая сила, которая создает правительства и армии, а не наоборот. Мир усвоил эти уроки, и президент Путин как непосредственный свидетель берлинских событий – в числе первых.
Когда организованной стихией улицы Никол Пашинян весной 2018 года был вознесен в кресло премьер-министра, он шел во власть под лозунгом освобождения Армении от засилья карабахских армян в государственной, политической и экономической жизни страны. Этот лозунг полностью отражал те социальные, экономические и политические силы, интересы которых от представлял и выражал. В борьбе со стареющим и поэтому объективно теряющим влияние «карабахского клана» в лице экс-президентов Кочаряна и Саргсяна, которым на тот момент времени было уже по 65 лет, он опирался на ресурсы ориентированной на Запад буржуазии материковой Армении, находившейся под колониальным протекторатом Карабаха, выгребавшего под лозунгом войны с Азербайджаном ее основные материальные и финансовые ресурсы. Буржуазия Еревана. Раздана, Иджевана и других городов Армении ради собственного спокойствия и благополучия была готова проспонсировать социальные протесты и даже революцию, отстранившую «карабахский клан» от власти в Армении. Но чтобы сохранить этот успех на 100 процентов и до конца, дабы избежать рецидива в будущем, Пашиняну было необходимо уничтожить социально-экономический фундамент своих предшественников во власти в Ереване в лице непризнанной и самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики, что и было сделано руками Азербайджана с молчаливого благословения и одобрения Кремля в 2020 и 2023 годах.
Социально-экономическая и политическая база власти окружения Пашиняна в Армении – армяне материковой Армении – была готова к такой люстрации страны, то есть к очищению через жертвоприношение и освобождение от любого присутствия «карабахского клана» Кочаряна-Саргсяна во внутренней жизни страны, а поэтому простила Пашиняну эти два военных поражения от Азербайджана, воспринимая и понимая их как неизбежную плату за собственное освобождение от внутренней оккупации «карабахскими». А что пришлось ради этой цели отказаться от Карабаха и иного наследия войны 1988-1994 года, так это для большинства ереванских армян не беда. Пашиняну и его окружению удалось разорвать цели круговой поруки военных преступлений против Азербайджанцев, которые как кандалы связывали Армению и Карабах, целой возвращения последнего под юрисдикцию официального Баку, после чего предшествующее поколение армянских политиков, оттертых от власти в 2018 году, окончательно лишилось любых шансов на реинкарнацию в какой бы то ни было форме. А раз это так, то кроме нескольких десятков тысяч недовольных, готовых протестовать от нечего делать и наличия лимитированной материальной подкормки, которую надо отрабатывать участием в уличных акциях, приверженцев у противников Пашиняна больше нет абсолютно ничего.
Если посмотреть на лозунги, под которыми собирает на улицах недовольных на улицах Еревана архиепископ ААЦ Баграт Галстанян, то среди них нет ни одного адекватного и соответствующего материальным потребностям населения Армении в ее нынешних границах. Ни вернуть под контроль Армении Карабах, ни прекратить процесс демаркации и делимитации армяно-азербайджанской государственной границы, ни предложить Армении новый курс государственной политики нынешняя оппозиция Пашиняну объективно не в силах, так как ее лидеры являются плоть от плоти представителями уже отправленного на пенсию поколения армянских политиков. А в политике, как известно, действует «закон метро»: «встал – место потерял», во второй раз в освободившееся после тебя властное кресло е сядешь. К тому же надо понимать, что у противников ныне действующего армянского премьера уже нет ни социальной опоры, ни материального фундамента в виде Карабаха, а иностранные активы хотя и важны, но погоды не делают, если у представителей той или иной группы в элите нет собственной основы внутри страны.
А теперь рассмотрим абсолютно фантастический с точки зрения диалектического материализма вариант развития событий, если армянской оппозиции как-то вдруг, каким-то чудом удастся отстранить от власти Пашиняна и его окружение.
Первое, с чем столкнется новое армянской правительство после устранения от власти Пашиняна, – это ультиматум Азербайджана с требованием в 3-дневный срок продолжить процессы, осуществляемые им ранее. Если нет, то война, и через 24 часа (максимум, 48 часов) азербайджанские танки в 30 км от Еревана, сокращение территории страны на треть за счет Кафана, Зангезура и Шарура, то есть Сюника, что еще даст в итоге 200 тысяч внутренне перемещенных лиц. Именно такой сценарий является для официального Баку максимально благоприятным, хотя ни президент Алиев, ни одно другое высокопоставленное лицо из его ближайшего круга никогда этого вслух не скажет. Но так как в Армении говорят об этом постоянно, выдавая свой страх за собственную будущность и сублимируя его через забалтывание данной проблемы за неимением ничего лучшего, в Ереване также понимают, что это не только вероятно, но и возможно. И избежать такого сценария развития событий вряд ли удастся, что прекрасно понимают и в Баку, и в Ереване, для властей предержащих в которых смена правительства Армении сегодня, когда оформились контуры армяно-азербайджанского мирного (!) урегулирования, будет наихудшей перспективой.
Армения находится сегодня, если использовать шахматную терминологию, в состоянии цугцванга, когда любой ход только ухудшает ситуацию, и Никол Пашинян чувствует это на себе. Если он не продолжит мирный процесс с Азербайджаном, то получит еще несколько сильных и болезненных ударов со стороны Азербайджана, если его продолжит, то в стране продолжится внутриполитическая турбулентность, которая, увы, для армян не имеет никакой позитивной перспективы. Ему можно только посочувствовать. Замена Пашиняна на другое лицо или даже смена политического режима в стране никак принципиально эту ситуацию не изменит, – Армения обречена на мир и экономическую интеграцию с Азербайджаном и Турцией ради собственного самосохранения всем процессом формирования ее настоящего в прошлом, то есть историей. Понимает это и спюрк, то есть диаспора, особенно российская, которая в последнее время резко меняет тональность риторики в отношении происходящего внутри ее исторической родины.
Очевидная диалектическая бессмысленность и бесперспективность действий армянской оппозиции меня удивляет: смена власти хороша для страны и народа только в том случае, когда она несет позитивную перспективу. Но в суровых для Армении условиях современной действительности новая власть, если она установится и укоренится, будет вынуждена делать ровно то же самое, что и предыдущая, причем под более жестким принуждением извне. Ярчайший пример тому – ситуация ы столь любимой армянскими политиками Франции в 1870-1871 гг., когда страна потерпела поражение от Пруссии и восстала Парижская коммуна. Напомнить, чем тогда все закончилось? Правильно, территориальными уступками и выплатой контрибуции. Кому как ни Армении, являющейся участницей Международного организации Франкофонии, не знать об этом. Но вряд ли знание об этом сейчас армянам поможет…