Аскар Абдразаков: «По рассказам Ростроповича и Магомаева, я знаю о Баку только хорошее»


В гостях у «Вестника Кавказа» российский оперный певец, бас, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков.

— В начале июня в Баку пройдет VII международный конкурс вокалистов имени Бюльбюля. Вы будете в составе жюри, а также выступите с концертом. Как возникала идея этого выступления?

— Идея возникла не спонтанно. Этой зимой на концерте, посвященном выдающемуся исполнителю Муслиму Магомаеву, я познакомился с замечательным человеком, [руководителем отдела гуманитарных связей представительства Фонда Гейдара Алиева в России] Тамилой Ахметовой. Мы много встречались, разговаривали, и когда Тамила узнала, что я никогда не был в Баку, предложила мне выступить там. Я с огромным удовольствием это предложение принял. Сейчас формируется программа, в которой будут не только арии русских и зарубежных композиторов, но и песни советских лет, романсы, дуэты. Это будет своего рода моя презентация в Баку. Дуэты со мной будет исполнять солистка Яна Меликаева. Так будет интереснее. Когда красивая девушка на сцене поет, это вызывает огромный интерес у мужчин.

-То есть, вы решили сразить и женскую, и мужскую половины города?

— Да. Если уж брать быка, то за рога.

— Что вы знаете об Азербайджане?

— Только хорошее, ведь мне о нем рассказывал уроженец Баку Мстислав Леопольдович Ростропович. Потом я слышал бакинские истории от Муслима Магомаева, хотя мы с ним общались не так много и не так часто, поскольку у нас обоих был плотный график. Я с огромным уважением отношусь и к азербайджанским музыкантам, и вообще к людям, поэтому буду рад выступить для них.

— Вы работали с целой плеядой выдающихся дирижеров. В том числе с Мстиславом Ростроповичем?

— Да. Мы познакомились в Санкт-Петербурге, он искал баса на партию Ивана Грозного. Я исполнил эту арию, и у нас с Ростроповичем установился контакт. Мы говорили и об образах, и об исполнительском искусстве, и об отношении к тому или иному герою. Как-то Ростропович сказал, что придет на мой концерт, но я об этом не узнаю. Я ответил: «Если вы придете на концерт, то встанет весь зрительный зал и будет вам аплодировать». Ему было очень приятно. Это, конечно, был выдающийся музыкант. Его жена Галина Вишневская тоже здорово помогала нам, молодым вокалистам, исполнителям. Она была очень строга, но в этой строгости всегда была правота и интеллигентность. Поэтому у меня самые-самые наилучшие воспоминания об этих людях.

— Баку — город, где любят, ценят и понимают джаз. Как вы относитесь к этому музыкальному жанру?

— Очень люблю и слушаю постоянно. Это особый жанр, когда музыкант должен сымпровизировать что-то сиюминутное. Не то, что написано по нотам, а то, что у него родилось в душе. Это что-то наивысшее. Это очень интересно.

— У вас остается время для досуга?

— Время всегда есть, когда ты им распоряжаешься правильно. Я люблю в самолете книжки читать. Сейчас молодые люди сидят в гаджетах и мало кто летает с книгой. Приятно, когда видишь читающих молодых людей… Невозможно петь 24 часа в сутки. Это на музыкальных инструментах можно играть подолгу, а вокальное искусство — максимум два-три часа в день. Аппарат устает и ему нужен отдых. На радио ”Орфей” я веду программу ”Гримерка Орфея”. Я люблю поговорить, пошутить. Мне кажется, что это какое-то откровение, когда ты можешь сам рассказать об интересных вещах, можешь услышать что-то от людей. Когда профессиональные журналисты задают вопросы, некоторые музыканты закрываются, как бутон цветка. А когда они говорят с коллегой, то беседа идет на одной волне. Это очень здорово, очень интересно. Все мы разные, но идея одна — это искусство, это воплощение, которое мы даем людям, когда выходим на сцену. Зритель должен видеть исполнительское искусство высокого плана, погружаясь в его мир.

Что касается свободного времени, то я и с ребенком выхожу погулять…

— Хотели бы, чтобы дочь пошла по вашим стопам?

— Думаю, что она решит сама. Это тяжелый хлеб. Со стороны кажется, что вышел на сцену, открыл рот и звуки льются. Но чтобы эти звуки лились, чтобы ты пел грамотно, четко, красиво и при этом было понятно, что ты поешь, нужны годы и годы каждодневного труда. Хотя, конечно, хочется, чтобы ребенок продолжал традиции.

— Что бы вы хотели передать через нас вашей будущей бакинской аудитории?

— Сокровенное состояние души, позитивное настроение и превосходство музыкального искусства. В музыканте всегда заложено много интересного, и важно «вытащить» из себя и отдать что-то уникальное конкретной публике в конкретный вечер. Со своей стороны, артист ждет оваций, хочет, чтобы его любили. А зритель любит того, кто отдает публике кусочек своей души. Когда люди начинают аплодировать, кричать ”браво”, музыкант всегда захочет вернуться, рассказать о чем-то новом и интересном. Мне хотелось бы пожелать бакинской публике хорошего душевного настроя, равновесия и гармонии.