Отсутствие языкового барьера и профессиональная поддержка азербайджанских коллег помогли солисту Михайловского театра почувствовать себя на бакинской сцене как дома.
Дебют известного оперного певца в Баку состоялся в ноябре 2016 года, а в июне 2017 в рамках интернационального азербайджано-грузинско-российского проекта – постановки в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета знаменитой оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы» — Александр Кузнецов посетил столицу Республики второй раз. Однако, как пояснил артист журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева, времени опять не хватило, чтобы увидеть все, что хотелось и планировалось. «Баку – замечательный город: чистый, красивый и современный, где соседствуют новые высотки и старинные постройки, широкие бульвары, проспекты и узкие мощеные улочки, — вспоминает Александр Кузнецов. – К сожалению, у меня не было достаточно времени, чтобы осмотреть все достопримечательности, но я надеюсь еще вернуться туда. Что касается оперного театра, то я считаю, что городу повезло сохранить такое красивое здание, зал с замечательной акустикой».
Впрочем, уникальное здание театра произвели на артиста меньшее впечатление, чем работающие там люди. Александр Кузнецов признался, что гастроли приглашенных солистов требуют большого напряжения для участников спектакля, ведь цикл репетиций, на который обычно уходит не меньше месяца, ограничивается всего двумя-тремя днями. А партия Тонио, которую солиста Михайловского театра пригласили исполнить в Баку довольно сложна, так как требует от исполнителя демонстрации широкого спектра красок голоса и эмоций. К тому же Тонио является «двигателем» сюжета. В некоторых постановках финальную фразу «La commedia é finita» режиссеры доверяют произнести именно ему. И при всем этом, по словам артиста, эта партия у него – одна из самых любимых. «Парадокс заключается в том, что чем легче выглядит работа артиста на сцене, тем сложнее и труднее был подготовительный период, — комментирует Александр Кузнецов. – Мне в этом очень помогли коллеги из Баку: руководитель режиссерского управления Тамара Эйвазова, дирижер Ялчин Адигезалов, режиссер Хафиз Гулиев, исполнительница роли Недды Афаг Аббасова, солисты оперы Джахангир Гурбанов и Фахмин Ахмедлы, сотрудники костюмерного и гримерного цехов. И, конечно, нельзя не назвать исполнителя партии Канио, замечательного артиста из Грузии Теймураза Гугушвили, частого гостя бакинской сцены, мастера, у которого есть чему поучиться. Особую благодарность хочется выразить директору театра Акифу Турановичу Меликову за саму возможность выступать в Баку. Безупречную организацию гастролей обеспечил главный администратор театра Алигусейн Агаев. Все они доброжелательно и профессионально помогли мне. Важно, что в Азербайджане у меня не было сложностей с языковым барьером. Я рад, что мне довелось работать с этой командой».
И этой интернациональной команде удалось всерьез зацепить бакинскую публику — зрителей долго не отпускали артистов со сцены, не прекращая аплодировать. И Александр Кузнецов считает, что миссия команды была выполнена: «Задача артиста – найти живой отклик в душе зрителя вне зависимости от того, в какой стране проходит выступление. Опера – наднациональное искусство, которое может объединить людей на сцене и в зрительном зале».
24.07.2017