Корреспондент Центра российско-азербайджанской дружбы побеседовал с российским актером и режиссером Александром Дзюбой об азербайджанском инь-ян, актерской алхимии и о том, как находятся родные люди в чужой стране.
— Динамическая инсталляция BUTA, которую вы сделали в Азербайджане. Как это получилось?
— Мы были на гастролях в Баку, привозили туда кавер-версию «Федры» по Марине Цветаевой в постановке романа Виктюка. И вот нам показывали город, и я на каждом углу натыкался на то, что есть такая бута, бута, бута… что ж за бута-то такая? В Азербайджане я его видел на каждом шагу: в форме буты были здания, автозаправки, она была изображена на банковских вывесках. Я подумал, что если сложить вместе два символа бута, то получится такой инь-ян, только на азербайджанский манер. И еще я понял, что это напоминает мне мои упражнения на актерских тренингах в «броуновском движении» — когда артисты у меня ходят по некой «восьмерке». И я предложил организаторам наших гастролей: у меня есть вот эти курсы, можно все сделать, базируясь на символе бута. Решил, в общем, пойти в русле традиции, которую я и 32 участника воплотили в такой вот пластической форме. Я хочу еще работать с азербайджанскими ребятами, мне это интересно, потому что их внутренний мир прекрасен.
— Вы говорили, что бута по сути базовое актерское упражнение. Вы будете давать его российским актерам так же, как в Азербайджане?
— Тут надо уточнить. Бута – это да, базовое упражнение. Из него может выйти целая цепь упражнений, его можно развить. Какие-то элементы его я давал российским актерам, и не только российским. Но оформилось это все в единое целое в Баку благодаря нашей инсталляции. Только в Баку я смог сделать это целиком. Потому что у нас были проекции, костюмы, организованное пространство и, самое главное, зрители. То есть из некоей тренинговой лабораторной работы это превратилось в хэппенинг, динамическую инсталляцию. Вообще когда я приехал в Баку, у меня было ощущение, что мне дали в распоряжение прекрасно оснащенную лабораторию, где я мог заниматься чем угодно, ставить любые эксперименты, заниматься алхимией. Такой возможности в России у меня еще не было. Благодаря этому опыту мы можем двигаться дальше. Развивать мы это будем в других городах – Москве, Красноярске, Новосибирске.
— Сейчас в России и Азербайджане проходит множество мероприятий, можно говорить о взаимном интересе к культуре друг друга. Чего, на ваш взгляд, не хватает, чтобы сделать этот процесс взаимного узнавания еще более активным?
— Нам нужно общаться. Собственно, целью моего опыта по созданию вселенной Бута было объединение разных людей. Абсолютно чужие – они за несколько дней стали друг другу родными. Я ничего не понимаю в политике, но я знаю, что у меня в Азербайджане остались родные люди, которые меня любят и ждут. У меня половина фейсбука – азербайджанцы. Может быть, это миссия моя, то, чем может помочь мой тренинг и моя работа в Азербайджане в масштабах государства. Нужно видеть. Нужно приезжать, трогать живых людей. Интернет – это все здорово, но когда ты переходишь границу и видишь такие же глаза, чувствуешь такое же тепло… Нам нужно общаться – и максимально плотно.
Я, например, много раз слышал, что Баку красивый город – но я просто потерял дар речи, когда увидел его вживую. Я увидел прекрасный, сияющий город, и это заслуга людей, которые там живут. Для меня Баку – это город солнца, я в него откровенно и честно влюбился. Таких городов очень мало, чтобы любовь была такой сильной и, наверное, даже взаимной.
— А в целом, какие остались у вас впечатления от Азербайджана? Много между нами общего?
— Я в Баку постоянно ездил на такси. Все, что в центре, стоит 5 манат, и две стандартных фразы бакинских таксистов: «Дай Бог здоровья» и «Нет проблем». И когда я уже ехал в отель, мы так разговорились с таксистом, что я решил ему дать вместо 5 манат 10. Ну, просто так, я никаких целей не преследовал. Так вот он теперь, как мне тут рассказывают, всех моих друзей возит бесплатно по Баку: «А, вы те, которые ездили с Сашей?». Мне говорят – это же очень дорого. А я отвечаю – те, кого ты не угостил при жизни, никогда не вспомнят о тебе после твоей смерти. У меня был порыв, я ему последовал. Я уверен, что если я сейчас приеду, он и меня будет порываться бесплатно возить. Не это ли нормальное человеческое отношение, несмотря на то, русский ты или азербайджанец?
Все у нас общее, хотя все разное. В детстве я усвоил, что есть плохие люди и есть хорошие – в любой культуре. Но с годами я понял еще, что и плохих, и хороших нет. Есть просто люди. И надо понять, надо вникнуть не спеша – что у этого человека за душой? Камень, цветок, настоящее сердце или нет? Умозрительно сделать этого нельзя, для этого надо общаться. Я всегда опираюсь на свои ощущения – а они у меня восторженные. И поэтому, наверно, меня туда зовут, и поэтому я так хочу сам вернуться. Потому что то, что я хотел воплотить, то, что хотели люди получить – это обмен. И он состоялся.
Центр РАД