Председатель «Исламского комитета России», депутат Национальной ассамблеи РФ Гейдар Джемаль скончался в Алма-Ате на 70-м году жизни.
«Сегодня ночью Милостью Всевышнего Гейдар Джемаль закончил свой земной путь. Пусть Всемогущий примет его деяния и введет в райские сады. К Нему Одному мы все будем возвращены», — сообщается на официальной странице общественного деятеля в Facebook.
Вот одна из его цитат про его происхождение: «По большому счету я там (в Карабахе) в силу разных обстоятельств никогда не был, если не считать, что я находился в нашем карабахском поместье, когда мне был один год. Но это поместье давно уничтожено. Да, мой дед был военным комиссаром Карабаха, а затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР, а отец — художником, который ненавидел все это: комиссаров и т. д. Мой прадед входил в комитет управления Карабахом, да и его сын, мой дед, начинал свою службу еще при царе и потом плавно благодаря сложившимся дружеским отношениям стал советским чиновником. Моя семья связана с Карабахом уже 500 лет.»
НЕКРОЛОГ по поводу кончины ГЕЙДАРА ДЖЕМАЛЯ
Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве.
Отец — Джахид Шамиль оглы Джемаль, азербайджанец (1928—2011), заслуженный художник России. Он родился в селении Гюлаблы в Азербайджане. Учился в Азербайджанском государственном художественном училище им. Азима Азимзаде. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова по специальности художник-живописец, член Союза художников СССР (с 1957 года), преподавал сначала в МАРХИ, а затем в Строгановке. Начиная с 1977 года Джахид Джемаль работал в МГТУ им. А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. На протяжении двадцати четырёх лет, с 1982 по 2006 гг., являлся заместителем декана факультета прикладного искусства. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.
Мать — профессиональная наездница Ирина Игоревна Шаповалова была дрессировщицей крупных хищников, держала в театре Дурова рысь по кличке Мерси. Её отец был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль — прямой потомок генерала Шепелева.
В 1965 году, после окончания школы поступил в Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «в связи с проявлением буржуазного национализма». Работал токарем, а также подрабатывал репетиторством, преподавая иностранные языки. Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильёй Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968 года с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском). К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан. В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина. В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память». С 1989 года принимает участие в исламской политической деятельности в СССР. До июня 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы. В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании вАстрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр «Таухид» и с 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»). С 1993 года начал издавать журнал «Ат-Тавхид» («Единобожие»). В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация «Исламский комитет». Летом 1995 года создал и возглавил «Межрегиональное общественное движение Исламский комитет» (официально зарегистрированное в декабре). С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вёл исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР . В 1998 году прочитал на философском факультете МГУ лекции на тему «Традиция и реальность».
Философские и политические взгляды Джемаля оцениваются в обществе неоднозначно, поскольку для одних он «фигура антисистемного интернационала лево-исламских сил», а для других (С. Б. Переслегин) «левый исламский радикал, человек очень умный, но он все же смотрит на дело со своей колокольни». Социолог Б. Ю. Кагарлицкий считает, что Джемаль «не просто философ и теолог, но и общественный деятель, занимающий самостоятельную позицию, решительно противопоставляющую его большинству мусульманского духовенства». Б. Ю. Кагарлицкий отмечает, что политические взгляды Джемаля («революционная теология») представляют собой попытку «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения» и являются неким исламским аналогом «теологии освобождения, распространенной среди радикальных католиков Латинской Америки». Также Кагарлицкий отмечает, что «Политический ислам Джемаля — это „теология революции“. В определенной мере он опирается на идейный опыт „красных мусульман“, сыгравших немалую (и в полной мере ещё не исследованную) роль в революционных событиях 1917—1919 годов. Как и большинство ислам¬ских критиков Запада, Гейдар Джемаль занимает жесткую антиамериканскую позицию. Однако его антиамериканизм является в первую очередь антиимпериалистическим. Сопротивление Америке рассматривается им не как противостояние чуждой культуре или религии, а как антибуржуазное восстание».
Известный журналист и писатель А. С. Челноков писал, что «Несколько человек, в их числе и Джемаль, изучали труды мистиков и эзотеристов, добытые с превеликими усилиями в спецхранах „иностранки“. Томящиеся в собственном соку, „чернокнижники“ чудачили как могли: придумывали ритуалы, наподобие тех, что приняты в сатанинских сектах; обряды инициации (посвящения) сопровождались обильными возлияниями и употреблениемнаркотических снадобий».
Ушел из жизни большой ученый, высокий интеллектуал, глубоко понимающий суть не только ислама, но и других религий. Его широчайшие знания, огромный опыт, мудрость, пришедшая на полях дискуссий, споров, общений с выдающими учеными, экспертами, журналистами, востребована именно сегодня, в трудное время противоречий в мире (исламский терроризм, Евразийское единение, проблемы мигрантов в Европе и др.)
Большой друг РНКАА МО, почетный член Совета РНКАА МО, частый гость в собраниях, Конференции и др. мероприятиях.
Вечная память о большом ученом, философе, исламоведе и просто прекрасном человеке останется в сердцах всех азербайджанцев и представителей жителей народов, проживающих в России, Азербайджане и в мире. РНКАА МО приносит глубокие соболезнования семье — жене, сыну и всем близким по поводу кончины Гейдара Джемаля.
Некролог написал Гашим Мамедович Алиев