Продюсер, режиссер, сценарист Родион Исмаилов известен и в России, и в Азербайджане своими документальными фильмами «Кочевье» (2010) и «Моя родня» (2012), отмеченными различными фестивальными дипломами. В прошлом году российские фестивальные площадки потрясла новая работа Исмаилова – «Плацкарт», в которой рассказаны истории жителей России, случайно встретившихся в поезде «Москва-Владивосток».
— Родион, ваш фильм-путешествие по самой длинной железной в мире дороге кинокритики назвали социальным портретом современного российского общества, а «бесконечную» дорогу – метафорой страны, которая постоянно куда-то движется….
— Я просто хотел снять фильм о современной России, чтобы можно было показать нашу страну и ее жителям, и иностранцам. Мне показалось, что сделать это в поезде — самый лучший вариант. Рассказать о России можно, только проехав через нее, а не сидя в каком-нибудь уголке, в деревне, в городе. Странно, сидя в Москве, снимать о России в целом. Поэтому я сел в поезд и поехал снимать фильм о России.
-Как долго шли съемки фильма?
— Семь дней. Ровно столько, сколько идет поезд идет от Москвы до Владивостока. Мы нигде не выходили, нигде не задерживались. Как сели в Москве, так и вышли во Владивостоке. Это документальный фильм. Там нет никакой постановки, это совершенно случайные люди, которых я встретил в поезде. Я подходил к людям, которые мне нравились, ходил по плацкарту, по купе. Потом идея купе отпала. Все герои – пассажиры плацкарта.
-Это особая категория?
— Да. В купе ехать дорого, и там передвигается определенная категория россиян. А в плацкарте едут самые простые люди, о которых я и хотел рассказать.
— Какая история вам больше всего запомнилась?
— Тронул человек, который только что вышел из тюрьмы и ехал в плацкарте домой, не зная, что у него впереди, какая жизнь его ожидает. Весь в таких раздумьях он возвращался домой.
— Люди легко шли на контакт?
— Поначалу стеснялись. Но я не сразу доставал камеру. Сначала разговаривал с ними час-полчаса и, уже понимая, что люди раскрепостились и готовы общаться, доставал камеру.
— Где еще планируется показ фильма?
— Он уже был показан в более 20 странах, на фестивалях, и сейчас помимо российских городов еще ожидается Эстония, Италия, Франция, Германия.
— Вы родом из Азербайджана. Будет ли там показ фильма?
— Думаю, что будет. В Баку проводится Фестиваль документальных фильмов, и, наверное, туда пригласят мой фильм.
— Часто бываете на родине?
— Раз или два в год. Мои предыдущие фильмы были об Азербайджане. «Плацкарт» — первый фильм о России. В Азербайджане я снимал фильм ”Моя родня”. Он о том, как моя дочка, родившаяся в Москве, впервые едет в Азербайджан знакомиться со своей родней. Весь фильм посвящен знакомству девочки с азербайджанской культурой, традициями, обычаями. А первый мой фильм — ”Кочевье” — про то, как пастухи шесть дней пешком перегоняют овец с одного места на другое. Получается, что все мои фильмы о каком-то путешествии.
— В горах снимали?
-Да. Все в горах. В Товузе, недалеко от Гянджи. Я планирую сделать в Азербайджане еще несколько проектов. Но пока у меня есть два еще два проекта в России. Когда их реализую, буду делать новый фильм об Азербайджане.
— На Северном Кавказе нет планов снимать?
— С Северным Кавказом я никак не связан, поэтому могу делать там только игровые фильмы. Хотя я знаю, что это потрясающее место, я люблю Северный Кавказ, но я должен хорошо знать, о чем я буду снимать.
— Каким вы видите сотрудничество на художественном уровне между Россией и Азербайджаном?
— На государственном уровне все прекрасно организовано. Сегодня был День азербайджанской дружбы в Госдуме. У нас тесные культурные связи, очень много мероприятий проводится — кино, театр, музыка. Я охотно участвую во всех этих мероприятиях.