10.07.2018
Религиозные и этнические вопросы всегда играли значимую роль во внешней политике многих государств. Отношения между Россией и Турцией развиваются на протяжении многих сотен лет, изобилуя как благоприятными, так и драматичными периодами.
В формировании внешней политики этих государств и в частности, двусторонних отношений, как правило принимался и принимается во внимание этно-религиозный фактор.
Одной из самых обсуждаемых тем, касающихся непосредственно русско-турецких отношений, являются не разрешенные до сих пор армяно-турецкие противоречия, начавшиеся еще в XVII веке и усугубившиеся в период правления Абдул-Гамида II. Резня в Адане в 1909 году и депортация армян в период Первой Мировой войны нередко трактуются, как одна из самых трагических страниц в армянской истории. Между Россией и Арменией несколько веков поддерживаются тесные взаимовыгодные отношения, армянская диаспора в России – одна из самых многочисленных и влиятельных.
При формировании турецкого направления внешней политики РФ учитывает и этот немаловажный фактор, и то Турция поддерживает Азербайджан в Нагорно-Карабахском конфликте.
На сегодняшний день напряжение в армяно-турецких отношениях сохраняется , несмотря на то, что в 2008 году президентами Абдулом Гюллем и Сержем Сарксяном была предпринята попытка их урегулирования посредством подписания Цюрихских протоколов. В настоящее время Россия и Турция после непростого этапа в двусторонних отношениях на фоне сирийского конфликта наращивают экономическое сотрудничество. В свою очередь Армения сильно обеспокоена выраженным недавно желанием Турции заключить таможенный договор с ЕАЭС , вернее – реакцией на это желание России, как локомотива союза. Россия же позиционирует себя как государство, заинтересованное в первую очередь не только в экономической выгоде (товарооборот с Турцией вырос в 2017 году более, чем на 30 процентов), а в сохранении благоприятной обстановки в регионе и дружественных отношений с обеими державами. РФ старается проводить гибкую политику, учитывающую интересы обоих государств и свои собственные. В частности министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что «Москва готова содействовать переговорам Армении и Турции, когда они начнутся, и приветствовала бы, в частности, открытие армяно-турецкой границы….чтобы участок внешней границы ЕАЭС был открыт для свободного перемещения людей, товаров и услуг»
Мусульмане Турции и России традиционно имеют тесную связь . В свете событий, происходящих ныне в Сирии, мнение российской и турецкой сторон по поводу возникшего конфликта является одним из решающих. Наличие в населении обоих государств значительного количества мусульман, их коллаборация на разных уровнях имеет определенное влияние на решение возникшего конфликта. Москва и Анкара преследуют одну цель – уничтожение так называемого Исламского государства и других экстремистских формирований, ответственных за теракты на территориях многих государств, минимизацию их влияния на определенные группы населения как в России, так и в Турции. В связи с этим Турция поддержала организованные Россией мирные переговоры в Астане, однако отвергла предложение о присутствии в предстоящей встрече в Сочи из-за запланированного участия в ней курдской оппозиции. Курдский вопрос остается нерешенным в российско-турецких отношениях. Меньше года назад в Ираке был проведен референдум по поводу независимости Иракского Курдистана, и Россия, в свою очередь, предпочла не высказывать прямого мнения на этот счет. Единственным выражением ее позиции было заявление МИДа Российской Федерации о том, что она не считает данный референдум «незаконным», в отличие от Турции.
Определенную роль в развитии отношений между нашими государствами играет и наличие приверженцев православия на обеих территориях. В Турции число исповедующих эту религию крайне мало – меньше половины процента. Однако эта незначительная часть населения активно заявляет о своем существовании, и если еще несколько лет назад громкие высказывания о себе как о немусульманине, могли быть даже небезопасными, то сегодня богослужения на церковно-славянском языке открыто совершаются в нескольких крупных турецких храмах, например — в храме бывшего подворья Андреевского скита. Во многом это способствует проявлению интереса Московского патриархата к Турецкой республике и укреплению и расширению связей с Россией в целом. Подводя итог, можно без тени сомнения утверждать, что развитие русско-турецких отношений активно происходит на разных уровнях, и связи между народами, живущими на территориях разных стран, но обладающими одной культурой, продолжают влиять на вышеуказанные двусторонние отношения в позитивном ключе, помогая сглаживать противоречия, формировавшиеся в ходе долгой и насыщенной событиями истории двух евразийский держав.
Автор: Григорьева Анна