Президентские и парламентские выборы в Турции, проведенные 24 июня досрочно за 16 месяцев до официальной даты, не создали каких-либо значительных изменений в политическом ландшафте страны.
Что касается экономического фронта, то атмосфера неопределенности, сложившаяся в результате выборов, закончилась, но экономическая ситуация не улучшилась и риски не ослабли. Для отечественных и зарубежных игроков турецкий рынок по-прежнему полон неизвестных факторов, неожиданности, о чем свидетельствуют такие важные показатели, как цены на твердую валюту, процентные ставки и премия за риск для иностранных инвесторов.
Курс доллара, который является показателем пульса турецкой экономики, составлял около 4 турецких лир в середине апреля, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о проведении досрочных выборов. На фоне как внутренних, так и внешних негативных факторов доллар поднялся до отметки 4,9 против лиры в мае, заставив ЦБ повысить процентные ставки, несмотря на давление Эрдогана в отношении более низких ставок.
Через два месяца повышение ставок на 5 п. п. привело к росту процентных ставок почти до 18%, но держатели сбережений предпочитают воздерживаться от лиры на фоне неумолимой инфляции, которая достигла 12% в потребительских ценах и 20% в ценах производителей в мае. Неуверенность в правительстве сохраняется среди отечественных и иностранных субъектов, укрепляя твердую валюту как безопасную форму сохранения сбережений.
Эта тенденция мало изменилась с 24 июня. Цена за доллар закрылась на первой неделе после выборов примерно на уровне 4,6 за лиру, в течение недели она достигала 4,7 лиры. Эта цена ничем не отличается от предвыборных отметок, что заставляет предполагать, что опросы и их результаты практически не способствовали повышению доверия между субъектами экономики.
Тот же результат можно наблюдать в ситуации с премией за риск. Премия за риск в Турции, отраженная в кредитных дефолтных свопах, поднялась выше 320 б. п. перед выборами, превысив уровень Греции, и остается выше 300 б. п. после опросов. Премии за риск других развивающихся стран, таких как Бразилия и Россия, составляют соответственно около 270 и 140 б. п. Премия за риск важна для определения процентной ставки, которую Турция платит по внешним займам.
Объем иностранных средств, которые Турция должна обеспечить в течение следующих 12 месяцев, составляет $233 млрд — теперь еще и с дополнительным бременем более высоких процентных ставок. Эта сумма включает в себя пролонгацию внешней задолженности в размере $183 млрд и $50 млрд для финансирования годового дефицита текущего счета в стране.
«Эрдоган и его «Партия справедливости и развития» (ПСР) могут получить новый мандат сроком на пять лет. Однако это не означает, что средства будут легко доступны. Сохраняется проблема доверия между иностранными субъектами, кроме того, мировая финансовая ситуация играет не в пользу таких развивающихся стран, как Турция», — пишет турецкий экономист Мустафа Сонмез в своем материале на Al Monitor.
Постоянная нормализация денежно-кредитной политики и повышение ставок ФРС наряду с ужесточением денежно-кредитной политики в ЕС уже сократили поток горячих денег в развивающиеся экономики. «Торговые войны» президента США Дональда Трампа и напряженность ситуации в нефтяном секторе с Ираном негативно сказываются и на таких странах, как Турция. Учитывая зависимость Турции от иностранных энергетических поставок и ее массовый импорт нефти и газа, каждый рост цен на энергоносители увеличивает дефицит текущего счета страны и еще больше подпитывает инфляцию.
Более того, сохраняется политическая неопределенность в Турции, несмотря на победу Эрдогана в президентских выборах. Партия Эрдогана заняла первое место в парламентских выборах, но не получила абсолютного большинства в законодательном органе. ПСР теперь зависит от поддержки ее союзника — «Партии националистических действий» (ПНД), что вряд ли является предвестником политической стабильности. Возможность ПНД, использующей ее критическую позицию для получения политических выгод, остается основным фактором, сохраняющим проблему доверия.
После выборов международное рейтинговое агентство Moody’s уже озвучило свои опасения: «Даже если дефицит текущего счета снизится во второй половине года на фоне влияния более слабой лиры и снижения внутреннего спроса, дефицит останется большим в абсолютном ($50 млрд) и относительном (6% от ВВП) отношении. Несмотря на рост экономики в последние годы, турецкие власти добились весьма ограниченного прогресса в решении структурных экономических проблем, которые в конечном итоге приводят к ее постоянному внешнему дефициту. Все более экспансионистская фискальная политика стимулировала движение по направлению к неустойчивым уровням, тогда как долгосрочные экономические реформы, направленные на повышение потенциального роста, были отложены».
Рассуждая о широких президентских полномочиях в рамках новой системы управления, агентство заявило: «Эта модель президентства дает президенту широкие полномочия — как политические, так и экономические. Макроэкономическая политика, которую реализует правительство Эрдогана, определит, сможет ли Турция изменить ситуацию со своей растущей внешней уязвимостью, которая усугубилась экспансионистской фискальной и денежно-кредитной политикой за последние 2 года».
Другими словами, ожидается, что Анкара ужесточит фискальную и монетарную политику. Это привело бы к отмене предвыборных действий, которые способствовали бы увеличению бюджетного разрыва, такого как налоговые льготы на топливо или бонусы для пенсионеров.
Аналогичные ожидания высказала и крупнейшая бизнес-группа Турции Турецкая ассоциация промышленников и бизнеса. 28 июня председатель Эрол Билечик призвал к соблюдению бюджетной дисциплины и экономической программе, которая «снизит инфляцию до единичных показателей, а затем до уровня ниже 5%».
Все большее число наблюдателей ждет, что Анкара в конечном итоге обратится за помощью к МВФ, если не переключится на политику ужесточения. Бывший губернатор ЦБ Дурмус Йилмаз, ныне депутат оппозиционной «Хорошей партии», заявил: «Турция находится в нескольких шагах от МВФ. Необходимы срочные меры. Обязательна всеобъемлющая реформа».
То, что эксперты подразумевают под «реформами», — это, в сущности, меры по сокращению разрыва в государственных финансах, что приведет к хроническому дефициту текущего счета. Это будет равносильно программе МВФ без МВФ, но перспектива таких мер жесткой экономии остается неясной.
Будет ли стратегический союзник ПСР ПНД стоять за программой ужесточения, которая лишь озлобит электорат? Муниципальные выборы, запланированные на март 2019 г., считаются одним из основных факторов, сдерживающих Анкару от принятия горькой пилюли. Более того, сегмент строительства и жилищного сектора, ключевые факторы экономического роста в рамках стратегии ПСР, уже и так находятся в очень хрупком состоянии. Механизмы жесткой экономии столкнут сектор в кризис — перспектива, которая сделает меры ужесточения и так трудными для Анкары.