Премьер-министр Армении Никол Пашинян опубликовал в Facebook фотографию — на ней он запечатлен в кабине многофункционального российского истребителя Су-30СМ. В подписи к фото Пашинян указал, что находится в кабине одного из лучших в мире истребителей.
Проармянское агентство Regnum задалось вопросом — откуда на авиабазе «Эребуни», где базируются истребители МиГ-29 (российская 3624-я авиабаза), взялся Су-30СМ? Принадлежит он российским Воздушно-космическим силами (ВКС) или был приобретён Арменией?
Согласно информации источника агентства в министерстве обороны Армении, который поделился с нами информацией на условиях анонимности, Ереван ведёт переговоры с российской стороной о приобретении некоторогочисла истребителей Су-30СМ, причём переговоры находятся в достаточно продвинутой стадии. Подписание контакта, при удачном стечении обстоятельств, ожидается в течение ближайших 1−2 лет.
Слухи о приобретении Арменией Су-30СМ распространяли армянские СМИ еще в 2016 году.
Агентство пишет, что истребитель Су-30СМ, который осматривал Никол Пашинян, принадлежит ВКС России и, вероятно, прибыл в составе группы машин как для проведения тренировочных полётов, так и для демонстрации возможностей армянским военным и руководству.
Истребитель Су-30СМ относится к машинам поколения 4++, то есть близких по своим возможностям к пятому поколению (F-22, F-35, Су-57 и др.). В отличие от базовых модификаций истребителей МиГ-29 и Су-27 (именно развитием его двухместной модификации и является Су-30СМ) истребитель способен эффективно решать как задачи по завоеванию господства в воздухе, так и наносить удары по наземным целям с помощью современного высокоточного вооружения. На сегодняшний день Су-30 является наиболее удачным и массовым российским экспортным истребителем — только Индия приобрела 272 Су-30МКИ, более 100 машин уже состоят на вооружении ВКС России. Естественно, такое крупносерийное производство обеспечивает как высокое качество (технология производства хорошо отработана), так и относительно низкую стоимость. Плюсом является и боевой опыт, приобретенный в Сирии и отразившийся во внесении некоторых коррективов в конструкцию истребителя.