Интервью Azeri.Today с известным американским аналитиком, политическим консультантом, автором многочисленных публикаций, доктором философских наук Гордоном Ханом.
— Почему отношения между Москвой и Вашингтоном ухудшаются (несмотря на ожидания Москвы касательно Трампа). Являются ли российско-американские противоречия настолько глубинными, что не зависят от того, кто возглавляет американскую администрацию?
— Американо-российские отношения страдают и постоянно подрываются дилеммой безопасности, созданной настойчивым расширением НАТО на восток к западной границе России. Эта экспансия уменьшает устойчивость позиции безопасности России или, как ее называли Советы, «соотношение сил» между Западом и Россией, делает Россию более уязвимой в случае возможного военного противостояния с Западом. В дополнение к
экономическим потерям, вызванным лишением рынков вооружений в Восточной Европе, истощенное военное положение России, вызванное расширением НАТО, ослабляет политическое положение страны, которое еще больше ухудшает ее экономические позиции.
Пока Россия не заставит Запад признать свой статус великой державы в западной Евразии (Китай может подорвать статус России в Восточной Евразии, особенно в Центральной Азии), или пока Запад не признает это сам, между Россией и странами НАТО будет продолжаться напряженность.
Прокси-война в Украине является ключевой точкой, но Молдова-Приднестровье и даже когда-нибудь Беларусь, а также война в Сирии могли бы довести напряженность до уровня прямого военного столкновения.
— Какова роль российских и американских СМИ в форсировании американо-российских отношений?
— Очевидно, что как российские, так и американские СМИ являются ключевыми элементами, но они не являются причиной напряженности. Они действуют по воле государственных органов — в случае России напрямую, а в случае с США — косвенно. Стратегические коммуникации на службе государственной политики, смешанной войны и политики в настоящее время охватывают большие секторы информационного пространства и часть нового типа общей политики, охватывающей средства массовой информации, культуру, социальные науки и т. д. через всемирную сеть.
— Велика ли угроза военного столкновения между США/НАТО и Россией?
— Я не думаю, что угроза войны между США/НАТО и Россией велика, но она растет. Угроза войны значительна и приближается к опасному уровню как в Украине, так и в Сирии.
— В то же время, некоторые эксперты полагают, что главная угрозы России исходит не с запада, а с востока — со стороны Китая, а также с юга — со стороны исламских террористов. Вы согласны с такойточкой зрения?
— Не знаю. Китай не имеет никаких планов по территории России и не делает ничего, чтобы ослабить позицию безопасности России вдоль ее границ или ее политическое и экономическое влияние за рубежом. Напротив, Россия и Китай приложили немало усилий для решения общих вопросов их безопасности и территориальных вопросов, тесно сотрудничают в ряде военно-политических и экономических блоков для расширения своих двусторонних и односторонних отношений, а также укрепления своей экономической и политической власти.
Угроза исламистов реальна, но ее сдерживают, и она на данной момент не является экзистенциальной. Но западная политика (в том числе НАТО-Турция) в таких местах, как Афганистан, Ирак и Сирия, усложнила способность России обеспечить защиту своих границ и территорий от исламистско-джихадистской угрозы. Хотя расширение НАТО и сопутствующая политика продвижения демократии Западом не предназначены для угрозы России, но они объективно делают это. НАТО и Запад делают это, ослабляя ее положение в области безопасности, что требует контрмер и дополнительных расходов на оборону для предотвращения новых непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть в результате расширения НАТО. Более того, они делают это, дестабилизируя и настраивая против Москвы страны вдоль российских границ. Они делают это, создавая кризисы в странах, которые по-разному делятся между прозападными и пророссийскими группировками, такими как в Грузии и в Украине, которые ставят НАТО и Россию на противоположные стороны баррикад, увеличивая риск военной конфронтации, что определенно ослабляет национальную безопасность России.
— В 1990-е годы Южный Кавказ представлял большой интерес для Соединенных Штатов, прежде всего, в связи с энергетическими проектами в Азербайджане. Однако в последние годы этот регион утратил свою актуальность для Соединенных Штатов, и сейчас Россия здесь более активна, чем Соединенные Штаты. С чем вы это связываете?
— Азербайджан просто находится в конце списка в планах по расширению НАТО. Такой мощной азербайджанской диаспоры и лобби, как украинская или армянская диаспоры, не существует, и оказалось слишком сложно преобразовать Баку в политическом плане, чтобы он мог стремиться в НАТО. Более того, война с джихадизмом снизила роль Азербайджана во внешней политике США. Азербайджан является соседом России, имеет решающее значение для обеспечения защиты Северного Кавказа.
— Соединенные Штаты, как и Франция, и Россия, являются сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Однако Вашингтон, похоже, уступил Москве роль арбитра в конфликте. Можно ли ожидать, что при Трампе Соединенные Штаты придадут большее значение этому вопросу?
— Я в этом сомневаюсь. Неспособность Трампа управлять и недостаток опыта во внешней политике, вероятно, приведут к углублению внутренних и внешних политических кризисов, требуя дальнейшего внимания Вашингтона к уже имеющимся кризисам. Однако тот факт, что нефтяник Тиллерсон является государственным секретарем, говорит о том, что Вашингтон может немного продвинуть нефтяные государства, такие как Азербайджан, а также проблему Карабаха в американской повестке дня. Но в нынешней атмосфере американо-российских отношений повышенное внимание Вашингтона к Азербайджану и замороженному конфликту в Нагорном Карабахе, возможно, только вызовет подозрения в Москве и увеличит ее поддержку армянской армии. А это еще более усилит риск возобновления войны в Карабахе.